Ногайцы: XXI век.

16 августа 2019 - admin
article1275.jpg

     12-13 октября 2016 года в конференц-зале Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии города Черкесска состоялась II - ая Международная научно-практическая конференция "Ногайцы. 21век. История. Язык. Культура. От истоков - к грядущему".    

     Более 500 гостей и 100 представителей научного сообщества, ученых гуманитариев из различных регионов России, зарубежных стран собрала нынешняя конференция. 

    С приветственным словом в адрес участников и гостей  обратились организаторы конференции: Казмагомед Янбулатов, председатель Высшего Совета ФНКА ногайцев России и Валерий Казаков, председатель РНКА «Ногай Эл» ногайцев КЧР.  Они отметили, что участие ученых вносят неоценимый вклад в развитие историко-культурного, научного знания о ногайцах. В качестве благодарности они вручили грамоты за труды  нескольким ученым историкам и этнологам из различных регионов и стран, в том числе Тавсултану Узденову, ректору КЧГУ и Хуану Чжонсян, доктору филологии из Китая.

    С ответным словом к организаторам конференции обратился доктор филологии, профессор Пекинской гуманитарной академии Хуан Чжонсян. Он отметил, что проведение подобных форумов является существенным вкладом в изучение истории и культуры ногайского народа. Он выразил надежду, что за время проведения форума удастся изучить одни из самых остро стоящих вопросов  в данном направлении.      Доклад  Хуана Чжонсян был одним из ярких выступлений на состоящем форуме. Он представил публике сведения о ногайцах, найденных в китайских источниках разных времен. Хуан изучает историю ногайцев много лет и его первый визит в ареал компактного проживания моего народа событие долгожданное среди научного сообщества, так и для самого профессора.

  Китайская мудрость гласить: «Тот, кто не руководствуется древностями, тот проиграет!».        

    Бернштам обнаружил имя Ногай в китайском тексте о жужанях. (Бичурин Н. Я. [Иакинф] | Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Отделение IV Жуань Жуань (Бейши, гл. 98; Вейшу, гл. 103). Сие отделение извлечено из северной истории; содержит продолжение времени с 391 до 556 года. XII ханов). Бичурин Н. Я. (Иакинф) сообщает, что «Весьма любопытны извлечения о Средней Азии из Хоуханьшу. Основой информации здесь был поход Бан Чао 94 -- 96 гг. н. э. В качестве специального "разведчика" по Средней Азии был Гань Ин, посланный до Циньхая -- Каспийского моря. (Циньхай – названия Каспийского моря в китайских источниках – Я.А). (Бичурин Н. Я. [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. III. Роль и значение «Собрания сведении» для истории народов СССР). «Избранные произведения». Издательство Наука. Москва – 1986 г. с. 85). Чокан (Мухамме́д-Хана́фия) Велиханов сообщает: «Замечательно, что в китайских источниках до Р.Х. (Рождества Христова – Я.А.) говоря о каком-то народе, сказано, что служили ногаям. Нужно справиться у отца Иакинфа???» (Чокан Велиханов Избранные произведения. Издательство Наука. Москва – 1986 г. с. 85).

    По мнению В.А. Гордлевского КАНГЛЫ - одно из ранних тюркских племен, пришедших в Малую Азию еще до сельджуков - в 1 тысячелетии нашей эры (Гордлевский. 1941. С. 22). Упоминания о канглах встречаются в китайских источниках XII в. (1161- 1189 г.), и там они именуются КАН-ЛИ. Ссылаясь на китайскую историю А.Ш. Кадырбаев пишет, что "... в биографии Бухуму повествуется о борьбе племен КАНГЛЫ в союзе с правителем керайтов Ван-ханом против Чингис-хана" (Кадырбаев. 1979. С. 517). В "Сокровенном сказании" канглы называются канглин (Козин. 1941. С. 188. 270. С. 192), а европейский путешественник Гильом де Рубрук назвал их кангле (Путешествие ... 1957. С. 56).

    Согласно китайской хронике кангуйское царство охватывало огромную территорию Средней Азии (Эрматов. 1968. С. 60). А.Т. Кайдаров считает, что китайские путешественники посещали государство Канпой в III - I вв. до нашей эры, и при этом они отмечали, что по своим народным обычаям и традициям КАНГЮЙ//КАНЛЫ во многом близки к аланам: они обитали в жилищах с высокими укрепленными стенами, по религиозным представлениям были зороастрийцами, поклонявшимися Солнцу, Луне, зверям и т.д., а по языку - тюрками, близкими к усуням. Однако их - язык не в меньшей степени близок к языку кыпчаков (Кайдаров. 1984. С. 39), хотя "... в более позднее время, к 111 -1 вв. до н.э. сложился значительный тюркский элемент среди усуньских племен в Семиречье, на Тянь-Шане и КАНГЮИ по Сырь-Дарье" (Бернштам. 1959. С. 20). (Керейтов Р. Х. Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев).



     "Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев... Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад ..." (В.Песков).  

    Каждый из нас рано или поздно задумываемся и ставим перед собой вопрос «Сен ким Ногай?» - «Кто ты Ногаец?» Из различных источников знаем, что возникновение этнонима "Ногай" и формирование ядра ногайского народа связаны с именем золотоордынского военачальника XIII века  по имени Ногай, в последствии ставший еще при жизни легендарной личностью, который почти 40 лет Ногай держал в руках все нити политической жизни Золотой Орды, чья историческая роль до сих пор не оценена по достоинству.  Показательна в данном смысле загадка из «Codex Cumanicus» о птичьем молоке: Сенде, менде йох, сенъгир тавда йох, ятля ташда йох, къыпчакъда йох «Нет его ни у тебя, ни у меня, ни в заоблачных горах, ни в проторенных камнях, ни у кыпчаков».

  Ислам приказывает человеку знать свою родословную и поддерживать родственные связи. Всевышний сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (49:13). Шейх табиин, по имени Муджахид сказал, что в этом аяте речь идет о том, чтобы каждый знал, чей он сын, из какого рода происходит и к какому племени принадлежит. Хафиз Ибн Касир в комментарии к этому аяту сказал: "Это значит: чтобы люди знались друг с другом, и каждый относил себя к своему племени" (См. Тафсир Ибн Касира). Шейх ас-Саади сделал такой тафсир: "Из этого аята следует, что каждому человеку положено знать свое происхождение и свою родословную, ведь Аллах сотворил людей народами и племенами именно ради этого".

    Академик В.В. Николаев сказал: "Загляните в прошлое - славные деяния Ваших предков, - это поможет Вам и Вашим потомкам открыть дорогу в будущее".  

    Ногайцы, как и их древние предки, почитали звезду Сириус. Ее называли Сумбле, Ак-айгыр. Созвездие Большого Пса, в которое входит Сириус, у ногайцев называлось Самыр-юлдыз.

    Как Самыр-юлдыз (звезда Сириус) освещал форум своим присутствием  эти два незабываемых дня наш брат, Мустафа Алтынташ, вице-губернатор провинции Бурса (Турция), этнический ногаец из племени  «АС». Ногайские асы подразделяются на следующие ырув: 1. Ак-ас; 2. Кара-ас; 3. Бут-ас; 4. Берк-ас; 5. Бёри-ас; 6. Тарту-уллу-ас; 7. Дергули-ас; 8. Ас-костамгалы; 9. Шомашалы-ас; 10. Кельд-ас. Слова ногайской песни звучат: «Алан, алан, алан юрт, Аланланган Ногай юрт …, Запырандай сары баллар сапырып, Сабантувман кёшкен юрт. Келин келген кепли юрт, Йылгын якъган йылы юрт». У ногайцев существует поговорка: «Тамагынъга болып, тамганъды йойтпа» («Из-за пищи не теряй свою тамгу»), таким образом, тамга была священна. Относительно тамг у ногайцев существует и следующая пословица: «Ногай болсанъ - тарак бол, мырза болсанъ - орак бол» («Если ногаец - то пусть тамгой будет гребень, если мурза - то пусть тамгой будет серп»). Есть и такая поговорка: «Эсеней тамга - ортак» («Тамга Эсенея - общая»), имеется в виду, что данную тамгу носят многие.

    В 1287 г. Ногай заявил, что получил особый указ от хана Бату поддерживать единство и порядок среди своей родни после смерти последнего в ханстве кипчаков. [+91]. Известно, что Ногай в своем государстве опирался главным образом на половцев-кипчаков и на асов. Последние не изменили ему и в самое трудное для Ногая время. «С переходом большинст ва монголов на сторону Токтая, - писал М. Г. Сафаргалиев, - Ногай мог опереться только на половцев и на алан (асов), оставшихся «верными сподвижниками Ногая». [4 , С .78].  

    Выступая с трибуны международной конференции Мустафа сказал: «Я принес Вам всем пламенный привет из Турции. Сегодня здесь обсуждаются наша древняя и богатая  история, наш язык, наша культура.  Эти научные форумы очень благоприятно действуют на национальное самосознание и этническую идентичность всех ногайцев во всем мире». Я побывал во многих государствах мира. Везде где я бываю, когда завожу разговор о ногайцах, нахожу людей, в жилах у которых течет ногайская кровь. Я хочу вам сегодня сказать, что в современной Турции, численность тех, кто как то связан с ногайцами составляет около пяти миллионов. Это те, у кого отец ногаец или мать ногайка. Когда беседуешь со своими соплеменниками, часто задаю вопрос «Ырывун калай?». Я татарин отвечают они, но отец мой ногай. А я в душе задаю себе вопрос «Если твой отец ногаец, тогда ты кто?». Но что поделать, многие забыли свой родной язык, свою самобытную культуру и многое другое».


     Волчица (волк) старый тотем тюрков. Ногай - это один из золотоордынских племён. Берёт начало от знаменитого джучида хана Ногая, что был удельным ханом. Слово ногай происходит от тюркского слова, ноға - ближний, от этого слова происходит другое слово нағаші - как ближние родственники со стороны матери. Не случайно, на стяге ногайского народа обозначена «крылатая Небесная Волчица». «Коьк боьри», что в переводе с ногайского означает «небесный волк»  (крылатая волчица) – символ ногайцев.    Тотем «Благородный волк» в сознании современных ногайцев сохранился в чистоте. Сердцу каждого ногайца дорог символ крылатой волчицы и мы гордимся  своим древним тотемом, воспевая его в песнях и прославляя в стихах. Наследники Ногайской орды, современные ногайцы и сегодня считают важным культивировать в себе черты бесстрашной небесной волчицы «Коьк боьри».

    Древняя ногайская пословица гласит: «Волк хоть и линяет, но нрав не меняет». Это было доказано при защите Казани, когда единственным кто сражался на стенах города  вместе с казанцами против войск Ивана Грозного, были трехтысячный отряд ногайцев Ядыгара (Едигер), приглашенного летом 1552 году казанским ханом.   

      «... В 1116 году после многочисленных атак на византийские войска кочевые тюрки  Балканского полуострова возвратились на холмы, зажгли множество костров и всю ночь выли, как волки». Это был совершаемый на родине обряд поминания погибших в боях сородичей. Волчий вой отнюдь не напоминает торжество, наоборот, он отражает пронзительную тоску по другу.

   В двух легендах о происхождении тюрок первое место принадлежит прародительнице – волчице.

     Древний род Ашины в войне с соседним князем потерпел жестокое поражение. Погибли все - воины, старики, женщины, дети. Уцелел лишь один девятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Ребенка же, с отсеченными руками и ногами, оставляют в болоте, обрекая его на медленную смерть. Там мальчугана находит волчица, укрыла в алтайской пещере, таинственными снадобьями залечила раны, кормила мясом диких животных и  спасает от мучительной смерти. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился, и «по происшествии нескольких колен некто Асянь-ше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана».

     Первая легенда любопытна тем, что она знает «отрасли дома Хунну от Западного края на Запад» (в древности бассейн Тарима), т.е. о державе Аттилы, т.е. гуннах, по легенде начисто истребленных соседями.

    По другой версии, которой придерживается скульптор Кошали Зарманбетов (автор ногайского флага), ребенок растет, становится юношей. Враги, узнав, что ребенок жив, намереваются снова захватить и убить его. Но небесная волчица, перепрыгнув через Великую Степь от запада к востоку, забрала девятилетнего гуннского мальчика и прижимая у своей груди юношу, скрылась с ним в предгорьях Алтая.  Небесная волчица во второй раз спасает его от гибели, забравшись в пещеру, рожает десятерых детей. Один из них получает имя своего племени Ашина.

     Эти легенды связаны с астрономическими событиями. Небесный волк и собака символизировали космический объект, определявший главенствующее положение царских династий. В данном случае — созвездие Большого Пса со звездой Сириус. На земном шаре было много народов, которые связывали происхождение людей с этой звездой. Ногайцы, как и их древние предки, почитали звезду Сириус. Ее называли Сумбле, Ак-айгыр. Созвездие Большого Пса, в которое входит Сириус, у ногайцев называлось Самыр-юлдыз. Возможно, что и Кокбори тоже одно из метафорических названий этого созвездия… Тому, что тюрки происхождению каганов придавали небесное значение, факт неоспоримый, данных об этом предостаточно.

    Коькбоьридей янлы эди» («С душой небесного волка»), «Коькбоьридей тири эди» («Как небесный волк подвижный») — это были самые лучшие эпитеты для степных батыров.

    Как говорил Платон, и его эту фразу часто повторял У.С.Черчилль, «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего!»    Возможно, есть связь времен «Коьк боьри» с названиями традиционных напитков, предков ногайцев «Коьгай» - (небесная луна), «Коьк шай» - «небесный чай». Наши предки даже сосуд, из которого пили чай называли «Коьк аяк» - (небесная чаша), а вид травы из которого заваривали чай «Коьк от» - (небесная трава). Ногай шай готовится на основе сбора степных трав. Самые известные компоненты травяных чаев – иван-чай, ромашка, мята, зверобой, фенхель, липа и шалфей. Также популярна душица, мелисса, чабрец. Их ногайцы отваривают, процеживают и затем 40 раз перемешивают половником снизу вверх для обогащения кислородом. После этого в напиток добавляются сливки, масло, чёрный перец. Нашим предкам было известно, что из сбор трав – это не только целебный, но и вкусный и ароматный напиток, который особенно незаменим осенью и зимой.   

    Кочевники-скотоводы отличались глубоким знанием природы: где и в какое время травы достигали большего роста и большей питательности, где лучше водные бассейны, на каких перегонах необходимо запастись провиантом и на сколько времени и т. д.

      Мы ногайцы, сами даем повод разного рода так называемым политологам  как  Анвар Хафизов, высказываться мол «Ногайцы в Румынии были полностью ассимилированы с румынскими татарами, потеряли и свое имя, и свои языковые особенности. В Турцию, куда переселилось свыше 700 тыс. ногайцев – не осталось ни одного ногайца».

   В городе Анкаре создана Ассоциация ногайских тюрков, куда вошли почти все дернеги «Бирлик». Возглавляет Ассоциацию Джемил Сутбаш.Выпускается уникальный журнал «Nogay», работают сайты. Стамбулский дернег «Istambul Nogay tyurkleri», возглавляемый Вейсель Демир стал членом Федерации общественных организаций Турции.

       Иоганн Эрих Тунманн (1746—1778), шведский историк сообщает: «Ногайцы имеют своих мурз, как крымцы, из которых некоторые являются главами самых больших колен. Они находятся под властью крымского хана, но их повиновение ему очень условно. Они следуют за ним в его войнах, платят ему часть получаемой добычи и некоторую плату за каждого пленного, которая возрастает от одного рейхсталера до трех алтюнов (дукатов). Они тоже обязаны посылать к нему четырех мурз на праздник большого байрама, чтобы пожелать ему счастья и привезти подарки. Часто они соглашаются признать над собою власть назначенных им бегов, которые принадлежат большею частью к принцам крови. В остальном они делают, что хотят, часто бунтуют, и власть хана никогда не была достаточной, чтобы держать их в повиновении». (Тунманн Иоганн. Крымское ханство).

    Конфликт Тарковского шаухальства с Астраханью, в свою очередь, по нашему мнению, был обусловлен претензией её правителей на наследие Большой Орды, отгонявшей в летнее время свои стада в долину реки Къой-Сув, в русских источниках фигурирующая в буквальной кальке с кумыкского языка "Овечья вода", ныне эта река известна под названием Сулак в равнинном Дагестане. См. Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного-Восточного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1988. С. 11.

  Как и в Крыму, ногайцы в качестве военной силы служили по закону престолонаследия крымскому хану (чингизиду), так и в Сулакской низменности ногайцы служили чингизиду по происхождению шамхалу Тарков, т.к. доминировали сословные отношения, а тогда национальной дифференциации ещё не было. При внуках Султан-Мута произошел  раздел кумыкского владения на три части, образовались уделы: Андреевский, Аксаевский и Костековский. Ногайцы разделились на два удела и с 19 века кочевников этих мест начали именовать аксаевскими и костековскими ногайцами.  Вот так с чьей то легкой руки терских-прибрежных ногайцев назвали аксаевскими и костековскими.

    Согласно изданным архивным и полевым этнографическим данным (“Прошение кумыкских, дагестанских ногайцев” от 1860 г., описат. и научн. книга Н.С. Семёнова от 1895 г.). к концу XIX в. они, в т.ч. вернувшиеся в подданство России, сохраняли ещё память о своём родовом устройстве, утраченную ныне. Среди них преставлены сейчас т.н. «аксáевские» и «костекóвские», перешедшие на язык кумыков как на родной, и приморские, «сулáкские», родной диалект свой сохранившие.  

    Мамед Эимн Расулзаде, один из основателей Азербайджанской Демократической Республики в свое время сказал: «Не знающие родной язык, ставшие интеллигентами, говорящими на другом языке, бывают смешны. У них привязанность к собственной среде минимальна. Они отходят от одной среды, но и в другую не могут войти полностью».

    Русский ученый С.М. Широкогоров: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освещаемых традицией и отличаемых ею от таковых».

Выступления участников.

  Пленарное заседание международной конференции  собрала лучшие умы мира. Этнологи, историки, языковеды представили свои доклады на различные темы. Ученые из России, СНГ, Турции, Литвы, Голландии, Венгрии, Китая рассказали о своих достижениях по изучении  истории ногайского народа.  Хуан Чжонсян, доктор филологии из Китая удивил многих участников конференции знанием ногайского языка в совершенстве. Он представил публике сведения о ногайцах, найденных в китайских источниках разных времен.    

    Знания полученные за последние двадцать лет и открытия, сделанные за эти годы внесли весомый вклад в изучении истории ногайцев.  По словам самих ученых, такие конференции доказывают объем сведений, которые ещё предстоит, получит огромен.

    Справка: I - ая Международная научно-практическая конференция под названием «Ногайцы XXI век. История. Язык. Культура. От истоков к грядущему» состоялась  14-16 мая 2014 года в городе Черкесске.

      В ходе работы форума, ученые сошлись во мнении, что конференции таких масштабов – большой шаг в изучении богатой культуры ногайского народа.

  Вадим Трепавлов, доктор исторических наук, профессор института Российской истории РАН сказал: «Судя по предыдущей конференции, это Вторая, это будет существенный шаг в изучении истории и культуры ногайского народа. Ведь за последние 20 лет ногаеведение сделала огромный шаг вперед и сейчас во многих научных центрах, не только в России, во многих странах изучаются  эти вопросы, отрасли так называемое – ногаеведение. И судя по составу и количеству участников, которая  на много превосходит Первую конференцию, которая состоялась в 2014 году, это будет очень плодотворный разговор. Вы спрашиваете, какие вопросы нужно обсуждать, надо сказать, что вся история ногайского народа полна белыми пятнами, и по этому любое внимание к ней и основанная на полноценных исторических источниках очень ценна, и тоже самое конечно ногайцы немногочисленный и разделенный народ нуждаются в изучении своей культуры и вопросы культуры конечно на конференции, судя по программе, займут очень большое и заслуженное место. Я считаю, что в отличие от некоторых других народов, изучение истории и культуры ногайцев сейчас находиться на подъеме и к этому лучше всего стимулирует именно интерес рядового ногайского населения к своей истории и культуре. Вот чувствуя этот энтузиазм, ну простого рядового ногайского населения, даже ученый не ногайской национальности тоже с энтузиазмом включается в эти изучения». Далее В.В. Трепалов в докладе «Ногайские имена на карте Евразии» рассказал о миграциях ногайского народа, вследствие чего на европейской карте появлялись названия рек, озер, хребтов. Причем некоторые, более крупные, сохранили тюркоязычные имена. По мнению, доктора исторических наук, изучение эти данных позволит воссоздать более полную картину миграционных перемещений предков нынешних ногайцев, что, в свою очередь, поможет восстановить недостающие сведения о таких местах, как городок Мамаев-сарай, Мамаево урочище и так далее.

    Кубулай Алтынташ, представитель ногайских тюрков из Турции сказал: «Больше всего мне заполнилось и понравилось то, что именно здесь ногайцы смогли собраться, организовать и провести такую конференцию. Меня поразил уровень встречи, это благоприятно отразиться на нашем народе. И когда ногайцы во всем мире об этом услышать, узнают – это приведет к тому, что такие мероприятия будут, проходит чаще и на ещё более высоком уровне».  

    Калия Кулалиева, профессор Кыргызско-Турецкого университета «Манас» (Бишкек, Кыргызстан) «Столько информации, столько эмоций, я все увезу. И хватить ли мне сил всем рассказать вот это. Увезу с собой книги, а это бесценное для нашей молодежи тоже. Я хочу, чтобы они тоже знали, знали, что живут здесь в России народ Ногай».  

     Насипхан Суюнова, доктор филологических наук, главный научный сотрудник института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, одна  из основных организаторов II Международной научно-практической конференции «Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему» сказала: «Цель нашей встречи - это обмен опытом и знаниями между учеными - ногаеведами. Наша общая задача собрать воедино всю информацию о многовековой историко-культурной взаимосвязи ногайцев с множеством генетически и культурно родственных, географически близких и отдаленных народов Евразии. Доктор филологии подчеркнула, что еще одной не менее важной задачей для участников конференции является использование исключительно достоверных источников для накопления сведений о ногайцах. Насипхан Хусиновна заявила «Задача гуманитарных наук - быть основным и компетентным источником пропагандируемых в обществе знаний. Однако, пользуясь отсутствием внятного научного мнения в обществе, распространяются недостоверные домыслы, что в свою очередь провоцирует недопонимание. Сохранение многообразия культуры, многоязычия страны и мира - это путь к сохранению здоровья цивилизации. Проводником этой идеи должна стать система образования - существенный и неотъемлемый элемент многонациональной духовной культуры».  Далее Насипхан Суюнова сказала, что «Знания ученых являются самым неопровержимым и достоверным источником». 

       Участник международной конференции Галина Мишкиниене, доктор гуманитарных наук, доцент Вильнюсского университета (Литва) сказала: « Я встретилась именно с той теплой атмосферой, с таким приятным окружением, которая оставляет у меня неизгладимое впечатление. И так как вот в город приезжаешь, чужой и хоть чувствуешь, что он свой и хочешь в него опять вернуться и из-за этого фактора человеческого, фактора теплой. Мне хочется опять вернуться сюда, казалось бы, и погода вроде не располагает, но вот тепло исходящее от людей, оно просто поражает».

    В докладе Г.А. Мишкиниене  , доктора  гуманитарных наук, доцента Вильнюсского университета (Литва) на  II Международной научно-практической конференции «Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему» прозвучало, что «Литовские татары представляли собой очень смешанную антропологическую группу. С.Чертковер (Czortkower) выделял четыре антропологических типа: 1) палеоазиатский; 2) монглоидный; 3) лапоноидный; 4) тихоокеанский. Среди прибывших из Крыма татар, в чьих жилах могла течь кровь греков, генуэзских итальянцев, конечно, были и ногайцы». (Г.А. Мишкиниене  «Литовские татары: к истории появления и проживания в Великом Княжестве Литовском (культура, язык, исторические контакты в контексте ногайской культуры». С. 41. Черкесск, 2016).

  Даут Кара (Девид Иштван) доктор филологии, главный научный сотрудник института этнографии академии наук Венгрии. Отец немец, мать  из кыпчакского рода, которые являются предками ногайцев.  Всю сознательную жизнь посвятил филолог изучению культуры ногайского народа.  

  Даут Кыпчак, по просьбе акына ногайского народа Алибия Романова вместе спели песню на ногайском языке «Ак шалув».

 Ак шалув, кара шалув шалдым бавга,

Шалувымды шала-шала шыктым тавга.

Тав басы тарам-тарам тогай экен,

Енъгесине сырын айткан онъмай экен!

    Когда его спросили,  как ему удается разговаривать и петь песни на ногайском языке без акцента, он сказал буквально следующее: «Канымызда бар ногайлы кан, керюнмеседе. Менимен бирге келген елдасым ногайша англамайды, аз-маз англайды. Ону бети ногай, мени тилим ногай» (В крови есть ногайская кровь, хотя и не видно. Товарищ, который приехал со мной по-ногайски не разговаривает, т.е. мало-мальски разговаривает. У него лицо ногайское, а у меня язык ногайский). Коллега Даута приехал на конференцию с докладом о том, что венгерская музыка и ногайская, самые близкие друг другу, были приведены примеры. Разрыв между народами составляет  6-7 веков.

    В период 1266-1300 годов Золотая Орда фактически управлялась темником (военачальником) Ногаем, при котором ханы являлись только номинальными правителями. После смерти Берке его влияние в Орде быстро выросло. Он стал наместником и фактическим правителем Западной Орды (от Нижнего Дуная и Днестра до Дона), граничившей с севера с русскими землями. Ногай держал под контролем соседние государства - Венгрию, Польшу, Сербию, Болгарию, все южно-русские княжества - Курское, Рыльское, Липецкое. (Хронологическая таблица правления ханов Золотой Орды 1236-1481 годы).

    Алишер Азимбай, ногаец из аула Бесагаш Жамбылской области Республики Казахстан, выступая на форуме с докладом «Формирование субэтнических групп «Ногай – казахов» и «Бесагашских ногайцев» сказал: «Не зная историю ногайцев, как прямых наследников Золотой Орды, невозможно полноценное изучение средневековой истории тюрков». Сафаргалиев М. Г., доктор исторических наук сообщал:  «Будем ли мы изучать распад Золотой Орды, образование Московского государства, борьбу русского народа с „татарским игом”, историю крымских и поволжских татар, башкиров, узбеков, казахов и каракалпаков - мы всегда будем сталкиваться с историей Ногайской Орды, без изучения которой многие вопросы для историка будут непонятны» (М.Г.Сафаргалиев 1938, с. 8) Историография ногаев, Ногайская тематика в исследованиях 1940-1960-х годов).

     А.В.Шубин, доктор исторических наук, руководитель центра изучения истории России, Белоруссии и Украины института всеобщей истории РАН сказал: «Проверяйте автора, проверяйте их научные монографии. Но когда вы читаете научную монографию тоже надо быть внимательным и осторожным. Может быть, лекции позволять вам критически отнестись к каким – то недостаточно обоснованным выводам. Сегодня иногда берешь в руки солидный труд, может быть там даже много ссылок на источники, но наука это не только фактический материал, наука это точный рациональный анализ. Он требует скрупулёзного соблюдения логических правил с одной стороны и с другой стороны комплексности анализа. Нельзя обращать внимание на одно и полностью упускать из внимания другое».

    Авраам Шмулевич, руководитель института  Восточного Партнерства, Международного Гиперсионистского Движения "Беав Арцейну", специалист по Северному Кавказу, проживающий в Израиле в эксклюзивном интервью  с главным редактором сайта «Этноглобус» Гюльнарой Инандж, говоря о создании ФНКА ногайцев России сказал следующее: «Сама организация, призванная, согласно заявлениям ее организаторов, объединить всех ногайцев РФ, была создана в Махачкале за девять месяцев до конференции, 24 августа 2013. Создавалась она очень долго, в течение пятнадцати лет и при противодействии местных властей тех регионов, где проживают ногайцы. Учредительный съезд прошел не в помещении, на открытом воздухе, просто а в поле, столы и стулья для участников были расставлены под деревьями, поскольку организаторы не могли получить хоть какой-либо зал.  (Гюльнара Инандж. Источник – Этноглобус. А.Шмулевич. Тюркский фактор, Россия и черкесы. 29.09.2015).

    Учредительный съезд ФНКА ногайцев России состоялся 24 августа 2013 года в здании городской администрации города Махачкалы, которая расположена на центральной площади столицы Дагестана. По А. Шмулевичу выходит, что приветственную телеграмму, поступившую в адрес учредительного съезда от имени главы РД, зачитывали делегатам на чистом поле. О том, как и где прошел учредительный съезд ФНКА ногайцев России можно ознакомиться на сайте республиканской общественно-политической газеты Dagpravda.ru (Александр Иванов Создана ФНКА «Ногай эл» Дагестанская правда 04.09.13Выпуск № 281). 

    Я не знаю, кому принадлежать эти слова и у меня нет никакого желания и интереса выяснять личность хозяина, который на страницах интернет-сайта   авторского сетевого журнала  «Top-Antropos.com»  в рубрике «Человек в истории и культуре» «Самые красивые девушки-дагестанки. фото» написал: «Дагестанцы - собирательное название народов, издавна населяющих современную территорию Республики Дагестан, входящей в состав России. По языковому признаку дагестанцы делятся на три группы. Аварцы, агулы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасараны, рутульцы, цахуры говорят на языках нахско-дагестанской языковой семьи. Таты говорят на татском языке, относящемся, наряду с фарси, дари и таджикским, к юго-западной группе иранских языков. Также к дагестанцам принадлежат тюркоязычные кумыки. Часто к числу коренных народов Дагестана причисляют также тюркоязычных ногайцев, но степняки-ногайцы оказались на Кавказе лишь в 17-м веке, поэтому назвать их коренным народом Дагестана можно лишь с большой натяжкой, к тому же они чужды остальным дагестанцам в антропологическом отношении, т.к. принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между монголоидной и европеоидной расами. Поэтому в данный рейтинг самых красивых, на мой взгляд, известных дагестанок я решил не включать ногаек».       

    Да все не так.   Трудами многих известных исследователей доказано, что именно ногайцы в большей мере являются историческими преемниками кыпчаков-куманов-половцев. Исторические факты гласят: «Ногайцы – тюркский народ, кочевья которого простирались от территорий современных Дагестана, Карачая, Чечни и Крыма на юге до Татарстана и Башкортостана на севере, от Казахстана и Каракалпакстана на востоке до Румынии, Молдавии и Болгарии на западе».

    Хазары использовали и степи для пастьбы скота, как их использовали впоследствии гребенские казаки и астраханские татары, но для этого им не нужно было становиться кочевниками. В составе хазар настоящими кочевниками были тюрки ханского рода Ашина. Но усыхание аридной зоны, связанное с подъемом уровня Каспия до абсолютной отметки минус 20 м., лишило их возможности вести привычный образ жизни, и после XIII в. имя хазар в источниках не встречается. Последний раз хазары упомянуты у Плано Карпини, встретившего их в 1246 г. Берега Терека заняли степняки, кочевые ногаи, подданные ханов Золотой Орды. (Л. Н. Гумилёв. Хазария и Терек: (Ландшафт и этнос). Опубликовано // Вестник Ленинградского ун-та. - 1964. - N 24. вып. 4. - С. 78-88.).

    Половцам было разрешено селиться на землях в низовьях Терека, где они были расселены как пограничная стража, пол названием «куманов». (Низовья Терека с древних времен до начала XVIII века).   Католик-миссионер Юлиан сообщает о том, что ногайские татары и «прежде населяли страну, населяемую ныне куманами».

    Большой друг ногайцев Николай Стариков сказал:  «Все дело в истории. Кто знаком с историей Киевской Руси, помнит половцев, с которыми то сражались, а то породнялись, женясь на ханских дочерях, русские князья. Оперу «Князь Игорь» помните? «Слово о полку Игореве» читали? Вот те самые половцы и есть наши сегодняшние ногайцы». (Николай Стариков.  Необычное лицо Кавказа. Газета Дагестанская правда. 15.06.2012). 

     С незапамятных  времен наши предки жили в степях Дешт - и - Кыпчака, куда, в том числе входили и степи Северного Кавказа. Интересно объяснение  слова «печенеги» в монографии Вельтмана об Аттиле; по его мнению, это слово образовалось от « и «беязь» и «ноге» - т.е. белые (вольные) ногаи. Печенеги исчезают, их сменяют половцы и татары. Не проходит и 50 лет после второго нашествия татар, на том месте, где до 1240 года жили половцы, появляется независимая от Волжской орды – орда Ногайская, от имени сына Чингиз Хана. (История России. Соловьев, III, 171).

    Говоря о ногайском этносе и генетических связях ногайского языка Н.А.Баскаков пишет: "Эта ногайская общность известна под названием Ногайской Орды, которая существовала только с 14 века, а до этого входила в более древнюю и обширную кыпчакскую общность, известную под именем Кыпчакского объединения племен.. Далее, в глубь веков, кыпчаки вместе с кимаками составляли едва ли не основную массу западно-тюркского, а отчасти и восточно-тюркского каганата, которые в свою очередь, были результатом распада империи Хунну, включавшей различные племена и племенные объединения… Сираки, т.е. сары-ак (бело-желтые) являются предками куманов.  Сирахи-сираки (ног. - сыйрак), о которых сообщает Помпоний Мела в I в.н.э. в «Землеописании»  среди ногайцев сохранились в ырувах ак-ногайцев и кара-ногайцев. На Северном Кавказе, в частности в Ставропольском крае ак-ногаи из ырува «кара сыйрак» имеют родовою тамгу «Кара сыйрак». Среди кара-ногайцев ырув «Кара сыйрак» имеет родовую тамгу «Абак». Для Вашего сведения предлагаю историю рода Рамазан Жан, одного из лидеров ногайских дернегов «Бирлик» в Турции,  представителя  ырува «кара сийрак», с родовой тамгой «Абак».   Рамазан 1-й председатель Стамбульского отдела «Бирлик» ногайцев Турции, потомок Джембойлукской Орды, представитель ырува «кара-сийрак». Кара сирак как род есть и у каракалпаков, у которых сохранилась память о перекочевке с Крыма и Кавказа к Приаралью переходя Волгу в 14 в. В нартском эпосе Сослан Сасрыква, Саусиракуэ - смуглый сирак. Ходжа-бий, прадед  Рамазана из Джембойлукской Орды выехал в Конинский вилаят Турецкой Республики.

    Эвлия Челеби в книге путешествий «Сейахатнаме» говоря о ногайцах отмечает: «Ногаи, -  является наследники традиционной культуры Великой Степи и история ногайской государственности есть продолжение истории степных держав предшествующих эпох. Формирование ногайского народа из различных племён и народов Великой Степи свидетельствует о непрерывности и преемственности развития кочевой цивилизации и государственности евразийских номадов. (Эвлия Челеби. Книга путешествий «Сейахатнаме»).

      Рауф Денкташ – ведущий тюрколог современности, президент Республики Северный Кипр, выступая с докладом на одном из форумов тюркской молодежи в Стамбуле сказал:  «Ногаи, которые,  являются праотцами татаров, башкир, казахов, узбеков, тюрков Турции, Румынии, Болгарии – сейчас называется маленькая группа тюрков живущих на Кавказе. У нас в этой или иной степени есть ногайская кровь, но себя мы называем другим именем». (Рауф Денкташ. «Моральный кодекс тюркской молодёжи». Анкара 1996 г. изд. «Мави», стр. 3.). 

    Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. III (Путь через земли Большой и Малой Кабарды). Сведения о расположении земель Ногаева улуса имеются у Рашид-ад-дина. Чтобы попасть в его владения, надо было переправиться через реку Узи (Днепр), Тарку (Днестр), где и "находился старинный юрт Ногая" 2 с центром Исакчи на реке Дунае3.            

    В.Дегоев говоря об этнополитических образованиях на Северном Кавказе, которые имели более или менее выраженные элементы государственности сообщает: «Особняком стоит Ногайская Орда, которая возникла после распада Золотой Орды в степях Предкавказья, простирающихся от устья Дона на западе до междуречья Кумы и Терека на востоке. Строго географически значительная часть Орды не относилась к Северному Кавказу, однако ее существенное влияние на геополитическую ситуацию в регионе в XVI веке заставляет учитывать данный фактор». (Дегоев В.В. Северный Кавказ: исторические очерки).

     Подобного рода высказывания будут муссировать, до тех пор пока в научный оборот не войдут подлинные и достоверные источники по истории ногайцев Северо-Западного Прикаспия , в том числе Терско-Сулакского междуречья.

       История ногайцев Терско-Сулакского Междуречья наименее изучена и имеет много "белых пятен". Д.С.Кидирниязов пишет, что: «Дореволюционные авторы уделяли определенное внимание истории ногайцев XVIII в. Однако при ближайшем рассмотрении изданных ими работ выясняется, что большинство из них были поверхностно знакомы с историей ногайцев и ограничивались лишь этнографическими заметками».  

    Научно-обоснованное исследование провела о ногайцах Северо-Западного Прикаспия З.З. Зинеева «Ногайцы Северо-Западного Прикаспия в первой половине XVIII в. 2001. Черкесск», где отмечает: «Наименее изучена ногайская история применительно к региону Северо-Западного Прикаспия. Впрочем, вне зависимости от того, какие народы являлись непосредственными предками ногайцев, именно ногайцы, как никто другой из тюркских народов Кавказа и Европы в целом, сохранили традиционные для тюрок-кочевников черты бытовой и духовной культуры».


 

Заседание Высшего Совета Федеральной Национально-Культурной Автономии  ногайцев России. На фотографии: Казмагомед Янбулатов, председатель Высшего Совета ФНКА ногайцев России. Члены Высшего Совета ФНКА ногайцев России:  Валерий Казаков,  Янгурчи Аджиев, Расул Кенжибулатов, Магомед Санглибаев. Именно на одном из очередных заседаний  Высшего Совета ФНКА ногайцев России было предложено провести научно-практическую конференцию «Ногайцы: прошлое, современность и будущее».

  Организатором II Международной научно-практической конференции «Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему» является Федеральная Национально-Культурная Автономия ногайцев России.    Высший совет ФНКА ногайцев России, в лице его Председателя Казмагомеда Янбулатова и членов Высшего Совета  Казакова Валерия Сеферовича, Найманова Кельдимурата Халиловича, Кенжибулатова Расула Барангазыевича, Джумаева Солтанбега Магруповича, Аджиева Янгурчи Баймурадовича, Санглибаева Магомета Даировича, Карасева Башира Владимировича приняли участие в работе

    Мой давний товарищ и соратник по международным форумам в Македонии, Турции и других странах,  ректор Карачаево-Черкесского государственного университета Таусолтан Узденов в ходе открытия форума 12 октября в Черкесске предложил о создании Центра изучения ногайской культуры при Карачаево-Черкесском государственном университете. Далее он заявил, что «В течение десятилетий наш университет является единственным в мире вузом, где готовят учителей ногайского языка и литературы. Мало какой народ имеет такие обширные белые пятна в своей истории. Конечно, много проблем и в сегодняшнем развитии ногайского народа. Мы обязаны предпринимать шаги на пути более углубленного изучения ногайской культуры».

    Также во время работы форума было предложено создание совета глав поселений  с компактным проживанием ногайцев. Это детище Казмагомеда Зейнединовича Янбулатова, мысль, которую он вынашивает уже в течение трех последних лет.

    В рамках работы форума свои научные труды в вопросах искусствоведения, литературоведения, фольклористики, языкознания, этнологии, истории и ряда других представят ученые из Московского института российской истории РАН, Воронежского государственного университета, Пекинской государственной академии, Вильнюсского университета и многих других.

    В работе конференции приняли участие ученые-ногаеведы, аспиранты, общественные деятели, журналисты из различных регионов. В ходе конференции были заслушаны доклады ученых из 10 стран, весьма плодотворными были работы по секциям. По итогам конференции была принята резолюция, в которой учтены интересы сохранения языка, культуры, обычаев и традиций ногайского этноса.

    От имени руководства Конгресса Тюркских Народов выражаю свою благодарность Казмагомеду Янбулатову, Председателю Высшего Совета ФНКА ногайцев России, главе муниципального района «Ногайский»; Валерию Казакову – члену Высшего Совета ФНКА ногайцев России, Председателю РНКА "Ногай Эл" КЧР; Насипхан Суюновой – доктору филологических наук, главному научному сотруднику института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, меценатам ногайцам КЧР и РД, благодаря которым и состоялся данный международный форум.

   Российскому историку, публицисту Погодину М.П. (1800-1875), чьи труды были широко известны в России до революции, принадлежат слова: «Великому Настоящему, величайшему Будущему непременно должно быть основание в Прошедшем в Истории». (Погодин М. П. Сочинения. СПб, 1874. Т. 4. С. 11.).    

     Справедливо сказано в отношении ногайского народа «Народ, имевший историческое прошлое - достоин в настоящем прекрасного будущего».

     Девизом ногайцев должно стать «Быть равным среди равных».     

    Всем своим соплеменникам желаю доброго здоровья и хочу, напомнит слова сказанные мудрейшими  мира сего «Веди себя так, чтобы голова отца никогда не опускалась, а на лице матери не появлялись слезы!».

 

Янгурчи Аджиев, член Высшего Совета Федеральной Национально-Культурной автономии ногайцев России, вице-президент Конгресса Тюркских Народов.

 

 

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 954 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!