Обращение к министру науки и высшего образования РФ М.М.Катюкову

article1262.jpg

 

 "Страна, которая не развивает науку, неизбежно превращается в колонию"

(Фредерик Жолио-Кюри, физик, химик, лауреат Нобелевской премии).


 Уважаемый Михаил Михайлович!

В связи с Вашим первым большим интервью авторитетной газете " АиФ" (24-30 октября 2018 г.) позволю высказать несколько пожеланий по ситуации научных исследований в России, ибо страна без серьезной науки вынуждена жить без лауреатов Нобелевской премии, всегда и во всем быть зависимой от стран, действительно умеющих ценить ученых и науку.

 

О защите диссертации

В оценке диссертации значима роль не только её качества, но в большей степени авторитета научного руководителя диссертанта и дружеское расположение к нему членов диссертационного совета (ДС), ибо в следующий раз диссертантам других членов этого ДС тоже предстоит защищать свои диссертации в этом же ДС. Понятно, что своим не пристало голосовать против своих. Думаю, было бы правильным, чтобы диссертационная защита соискателя проходила бы в том ДС, членом которого его научный руководитель не является.

В России практически ничтожное число отказных диссертаций. А ведь немало слабеньких, сереньких, списанных и бесполезных для науки и практики отраслевых диссертаций с положительными оценками. И только благодаря сооснователю сообщества «Диссернет» Андрею Заякину россияне узнали об огромной, преступной и постыдной индустрии плагиаторства и присвоении высоких ученых степеней мошенникам и псевдоученым. Оказалось, что и в научной сфере тоже вольготно прижилась коррупционная система.

Есть ощущение, что диссертации нужны только для престижа карьериста и тем, кто пишет по этой же тематике для дальнейшего списывания. И так тысячами диссертации не востребовано пылятся в хранилищах библиотек. КПД диссертаций? Миллионы статей, монографий и диссертаций по экономике, но она остается в чахлом состоянии. Пора честно изучить эту проблему!

Маловато, к сожалению, реально прорывных и поистине революционных научных исследований. Если даже имеются таковые, то о них неизвестно обществу, поскольку обсуждению, а не осуждению разврата, измен, воровства, пошлости, предательств, мошенничества, убийств, экстремизма и других пороков общества в СМИ и телеканалах России удаляется многократно больше времени, нежели повествованию о науке, культуре, труда, морали и подвига.

 

Наукоподобие

Нужно юридически определиться с конкретными понятиями: "Наука", " Научное исследование", «Новизна и научные выводы диссертации», «Отличие науки от отчёта, религии и политики». Велика необходимость в срочном освобождении науки от наукоподобия. Разве политология-это наука? Что научного в политике? Что научного в религии и кто такой светский ученый по религии? Кстати, вера стала в России активнее теснить научные знания и светские ценности. Повторение (копирование) в России того, что сделали в других странах (апробация лекарств, технологические разработки, экономические опыты и др.) соотносимы ли в полной мере с наукой? Это скорее внедрение уже известного, нежели наука. Какова степень научности в медицинских отчётах о лечении пациентов? Сколько науки, к примеру, в диссертациях по надуманным (не научным) темам: «Гуманизм в романах Льва Толстого», «Эстетика в поэзии Сергея Есенина», «Психология царя Ивана Грозного», «Деньги в древнем Египте», «Урожай в Краснодарской области», «Здравоохранение в Тюменской области», «Патриотические воспитание молодежи», «Усовершенствование нововведения в организации алгоритма исследования длины шерсти и размера курдюков у белых баранов, пасующие на склонах альпийских гор», «Архитектура северного шлюза у южного речного порта» и т.д.?». Это же издевательство над наукой и страной! Уверен, что в диссертациях в системах МВД, ФСБ, МО, МЧС и т.д. несуразицы и надуманной научности тоже немало. Нужно создать российский регистр диссертационных тем после их утверждения Учеными Советами (УС) страны, чтобы не были повторяемые, примитивные и не актуальные диссертационные исследования с напрасной тратой соискателями времени и средств. Велика необходимость в срочном освобождении науки от наукоподобия!


Оценка диссертации

Современные технологии диктуют цифровое обозначение всего, в том числе и диссертаций. На сегодня члены ДС не имеют иных вариантов голосования, кроме, как указать в бюллетене "Да" или "Нет". Это методология оценки уравнивает пустые и выдающиеся диссертации. Нужно экстренно освободить диссертации от этих оценочных кандалов, мешающих выявлению одаренных ученых и выдающихся диссертаций.

Во имя повышения качества и престижа научных работ необходимо срочно перейти на 100-бальную систему оценки диссертации КАЖДЫМ членом ДС с выведением общего (среднего) балла. Это есть не только полное доверие к членам ДС, но и ответственность каждого из них перед ДС, университетом, наукой и страной.

Если этот бал составит 90-100 балов, то диссертацию необходимо заносить в регистр "Национальная научная ценность-ННЦ", а краткое резюме диссертации вместе с авторефератом и с приглашением диссертанта, научного руководителя и председателя ДС, а также ректора университета должно быть, непременно доложено на заседании ежемесячного Высшего Научного Совета (ВНС) при президенте и председателе правительства РФ. Цель таких докладов-выработка программы дальнейших исследований и внедрения в практику результатов данной диссертации. Для успешного развития науки в стране важно обязательное присутствие на ЕЖЕМЯСЯЧНОМ заседании ВНС президента РАН, отраслевого министра, председателя правительства и ПРЕЗИДЕНТА РФ. Диссертант и его научный руководитель непременно должны получать письменные благодарности и финансовые вознаграждения от руководителей страны, а также их рекомендации для привилегированного участия одаренного ученого в конкурсе выборов в Российскую Академию наук! Может, возникнет необходимость срочного создания лаборатории под такого одаренного ученого. На заседанииВНС нужно утвердить предложения по продолжению исследования в этом конкретном направлении с определением финансового обеспечения и ответственных, а также ежегодным отчетом президенту РАН, отраслевому министру, президенту и председателю правительства РФ о результатах дальнейшего научного исследования.

Если будет 80-89 баллов диссертации, то все вопросы по этому исследованию должны быть в вышеописанном алгоритме рассмотрены на уровне научного совета (НС) отраслевого Министерства РФ. В каждом министерстве должен быть не только департамент по науке, но и Ученый Совет для анализа научных исследований по отрасли и государственного содействия внедрению научных разработок.

Если же диссертация оценена на 70-79 баллов, то с ней знакомится НС при губернаторе и главе города для внедрения результатов исследования на этом уровне. 

Если оценка на уровне 60-69 баллов, то информация о диссертации вместе с аннотацией и рекомендациями должна быть предоставлена только ректору и учёному совету университета. 

Если этот балл составит всего 50-59 баллов, то никому никакого ходатайства по этой диссертации не отсылается.

И, наконец, при среднем балле 49 и ниже диссертанту даётся только справка о том, что он выступил с докладом на Ученом Совете.

Все оценки диссертации официально вносятся в диплом кандидата и доктора наук! Это крайне важно для ученого, науки и страны! 
 Цифровая методология оценки диссертации поможет выявлению поистине одаренных ученых в стране!


Члены диссовета

Членами ДС могут быть только те, у которых имеются монографии и научные публикации в солидных научных журналах России и других стран! Учёный Совет из авторитетных учёных России и других стран должен заседать еженедельно, работать с повышенной нагрузкой и ответственностью, но всегда с финансовой поддержкой. Страна с бедными университетами, нищими учеными и жалкими аспирантами не бывает великой и никогда такой не станет. Грустная доля страны, где мнение чиновника и депутата выше, чем заключение профессора и академика. У России сегодня, к сожалению, извращенные ценности и финансовые потоки, а точнее утечки. Воры ежегодно триллионами вывозят из России ими «заработанные». Значит, нет у нас пока никакого основания для оптимизма. России с огромным числом государственных воров будут диктовать и далее унизительные правила поведения. Нас будут ограничивать, и нас не будут спрашивать, ибо «оптимизацией» университетов и финансированием ученых, к сожалению, у нас занимаются чиновники.

До неприличия возросла у нас семейственность в научных и учебных коллективах. Муж-жена (родители) и их дети не должны были бы стать кандидатами и докторами наук, работая в одном коллективе, имея совместные публикации. Стыдно за современную Российскую академии наук с культом семейственности. И что ожидать от такой клановой академии? Для повышения качества научных ЗНАНИЙ в России нужно запретить защиту диссертаций по докладу соискателя и совокупности научных статей.

        

Финансы для ученых

Не должны работать ученые бесплатно. Ученых нужно поддерживать ещё с молодых лет, чтобы уменьшить отъезд перспективных учёных из России. Только в 2016 году из России официально уехало более 43 тысячи человек с высшим образованием. А сколько уехавших по личной инициативе? Пора бы власти задуматься, прозреть и создавать комфортные условия ученым для реализации их таланта в России!

Для России с олигархическими триллионами в зарубежных оффшорах должны быть оскорбительными сегодняшние аспирантская стипендия и нищета учёных. На улучшение ситуации вряд ли стоит рассчитывать в стране с коррупционной составляющей. Американские миллионеры инвестируют в университеты, научные лаборатории и библиотеки, а наши олигархи финансируют футбол, драки без правил и религию, приобретают яхты, самолеты, замки, любовниц и доходные должности. Где патриоты, а где извращенцы? Американские и европейские миллиардеры обучают своих детей в школах и университетах своих стран, а наши миллиардеры, губернаторы и министры своих детей обучают за границей, инвестируя в иностранные школы и университеты. Разница колоссальная, оскорбительная, разрушительная и трагическая для судьбы России.

Российские ученые и аспиранты не должны бы жить хуже, чем их американские и европейские коллеги. Стыдно также, когда одаренные ученые в России живут беднее болтливых депутатов и бездарных чиновников, коих в стране чрезвычайно много набралось.

Рецензии на диссертации при ее апробации должны быть письменными и оплачиваемыми. Пора отойти от формальных, бесплатных, безответственных, устных рецензий на диссертации! На альтруизме нельзя провести серьёзный анализ ни одной диссертации. Обязательно повторное письменное заключение рецензента об исправлении или не исправлении замечания рецензентов, если диссертант не согласен с замечаниями рецензента. Не только сам диссертант и его научный руководитель, но рецензенты и оппоненты должны нести юридическую и моральную ответственность за качество диссертации. Их письменные заключения должны быть опубликованы в диссертационном сайте.

Высшая аттестационная комиссия (ВАК)

Члены должны быть избираемыми на пять лет, оплачиваемыми и с юридической ответственностью за оценку диссертации и ДС. Работа ВАКа чрезвычайно важна для научного прогресса в стране. У членов экспертного совета ВАКа должно быть время для внимательного прочтения, объективной оценки диссертации и аргументированного письменного заключения. А само заключение ВАКа по диссертации с указанием электронного адреса диссертанта должно быть опубликовано в интернете на русском, английском, немецком, французском, испанском, китайском, арабском, турецком, японском и других языках мира, чтобы исследователи России и других стран знали об этой диссертации и могли обращаться к его автору. Таким образом, у ученых, университетов, издательств, предпринимателей и меценатов России и других стран появится желание и возможность сотрудничать с одаренными учеными нашей страны.

Россия никогда не была обделена талантливыми учеными и гениальными самородками. Убеждён, что наши учёные способны работать на опережение мировой науки, если государство не будет скупым и пренебрежительным по отношению к науке, ученым и университетам, иначе мы вечно будем покупать заморское оборудование, иностранные технологии, лекарства, машины и разработки; иначе талантливые учёные и далее будут уезжать из России; иначе мы навсегда останемся на обочине мирового научного и технологического развития. Пренебрежительное отношение руководителей страны к университетам и ученым приведет Россию в сырьевую зону обогащения для стран с более высоким научным и технологическим потенциалом. Больно видеть и сознавать наше отставание, падение и унижение.


Преподаватели университетов

Нужно понять существенную разницу между преподавателями и научными сотрудниками. Миссия преподавателя дать качественные знания студентам, прививать им любовь к профессии, побуждая юных коллег к долгу, опыту, труду, профессионализму и благородству в жизни. Это немало! Мы на всю жизнь благодарны своим учителям! И не стоило бы ещё принуждать преподавателей опубликоваться в авторитетных англоязычных журналах. Без этих публикаций невозможны ныне переизбрания преподавателей. Абсурдная ситуация. Знаю ученых России, которые годами не могут публиковаться в англоязычных журналах, ибо журналы из категории Q4, Q3 и особенно из категории Q2 и Q1 придираются к статьям и требуют от авторов от 1000 до 2000 долларов США за публикации. Выходит, что россияне должны финансировать журналы сильно «дружественных» к нам стран. Значит англоязычные журналы из ряда Скопус и индекс Хирша будут определять судьбу ученых, науки и университетов России. В их руках отныне судьба России? Мы уже согласились с их правилами, их диктатом и канонами? У «хиршовцев» есть принцип «свои цитируют своих». Не всё так праведно и благопристойно в определении университетских рейтингов тоже. Трудно или невозможно россиянам попасть в этот круг, ибо в США и Европе, к сожалению, и наука тоже попадает в круг информационной войны против России. Уже появился в интернете танец-пародия «Хирш». Есть и анекдот. Женщина отталкивает мужчину, приставшего к ней, словами: «Уйди! Тебя не нет в Скопусе».

Умом понять подобное унижение российских ученых невозможно. Выходит, что мы официально признаем второсортность российских научных журналов. Мусорные журналы? Значит, мы сами себя на государственном уровне отнесли к второсортной, ущербной, отсталой, бездарной и никчемной стране. Это самоубийственная идеология. Кто авторы этой идеологии, унижающей нас ?

Кстати, у российских университетов нет университетских клиник и мощных лабораторий с современными возможностями. Кто и когда их создаст? Может олигархи передадут свои замки под лаборатории?


Уважаемый Михаил Михайлович!

Есть ли у Вас опыт публикации своих научных статьей в солидных иностранных журналах? Каков Ваш индекс Хирша? Публиковал ли великийСергей Королев свои статьи в англоязычных журналах? В день своей инаугурации В.В.Путин демонстрировал результаты разработки российских инженеров и конструкторов. Есть ли у них публикации в иностранных журналах? К чему нам фетишизация и вознесение иностранных журналов? Почему бы в России не создать все условия, чтобы российские журналы стали конкурентоспособными в мире!? Почему бы финансово не привлечь выдающихся ученых мира к сотрудничеству с нашими университетами и научными центрами, а также с редколлегиями российских журналов? Хватит унижать Россию, российских ученых, российских преподавателей и российские университеты! Это безнравственно по отношению к преподавателям, ученым и университетам России. Чем больше число преподавателей, тем больше требуют от университетов опубликованных статьей в иностранных журналах. Из-за этой абсурдной министерской установки университеты вынуждены перевести опытнейших преподавателей в лаборанты, тьютеры (наставники) и т.д. Это не прилично. «Хотели как лучше, а получается, как всегда». При этом зарплата преподавателей многократно ниже, нежели у рыночных продавцов и депутатов Госдумы. Это дорога к постепенному уничтожению высшего образования в России. «Благими намерениями вымощена дорога в ад!». Впрочем, о каких благих намерениях тут можно говорить?!

 

Приглашение иностранцев

В интервью Вы подчеркнули, что «задача ближайших лет – удвоить количество иностранных студентов в российских вузах и обеспечить возможность их трудоустройства в России». Иностранные студенты, ординаторы, аспиранты и докторанты частенько поступают в российские университеты на бюджетные деньги России. А как же быть с выпускниками российских школ, которые хотят поступать в российские университеты по бюджету? Как же быть с трудоустройством россиян-выпускников российских университетов? Они же в постсоветские десятилетия выброшены на улицы. Это же государственное преступление против дипломированных специалистов своей страны. Они никому не нужны сегодня в России. Никто из государственных организаций не занимаются их трудоустройством. Не дело университетов трудоустраивать своих выпускников, ибо университеты ограничены штатами. У университетов нет никакого влияния на государственные и коммерческие организации.

Иностранных студентов, ординаторов, аспирантов, докторантов и стажеров нужно бы за редким исключением принимать на коммерческой основе. Университеты США, Великобритании и других стран взимают у россиян колоссальные средства за обучение.

Вы ратуете за приглашения иностранных преподавателей в российские университеты, создавая им благостные условия. Значит, государство недовольно работой российских преподавателей. Это сильно оскорбляет преподавателей России. А довольны ли преподаватели своим правительством? «Денег нет, а вы держитесь». Нашему государству бы также усердно заботиться о преподавателях российских университетов! Кстати, европейские и американские университеты всегда стремились приглашать к себе на работу одаренных и перспективных советских (российских) ученых. Адекватное ли качество ученых, приглашаемых в Россию?

Ещё один момент. Ныне российские ученые регулярно выступают на Международных форумах. Иностранные ученые тоже часто выступают в России. И ученые хорошо знают о научных достижениях друг друга. Нет ни в чем существенного отставания российских ученых. О технологии и оборудовании этого не скажешь. Нет необходимости в постоянной работе иностранцев в России. Возможны их семинарские занятия с теми учеными, которые занимаются по схожей тематике. К тому же, имеется ныне возможность проведения дистанционных семинаров и лекций. Лучше официально направлять талантливых ученых на стажировку в лучшие научные центры мира. Нужно и внутри России вести практику приглашения своих ученых для выступления в региональных университетах.

Есть ещё одна наша хроническая беда: не в состоянии аспирант технологически реализовать свои задумки и изобретения. Легче научные разработки российских ученых внедрить в других странах, нежели в России, ибо между наукой и практикой в нашей стране не преодолимая пропасть. Для преодоления этой пропасти не хватают аспирантские годы.

 

Уважаемый Михаил Михайлович!

Вам преподавали иностранные преподаватели? Кто преподавал В.Матвиенко, В.Володину, Д.Медведеву, В.Путину, А.Силуанову, О.Васильевой, С.Шойгу, С.Лаврову и другим министрам, депутатам, олигархам, губернаторам РФ? Вас воспитали, вырастили и обучили плохо? Не возникает ли в верхах мысль о приглашении в Россию сначала иностранных министров и лишь затем ученых? Может быть, государство, наконец-то, прислушается к мнению российских преподавателей и ученых? Пора созвать Всероссийскую конференцию ректоров и учёных России для обсуждения и выработки срочных и бессрочных проблем науки и образования в России.

 

         Доктор Магомед Абдулхабиров, 31 октября 2018 г.,  abdulkhabirov@yandex.ru89035773525 


P.S.! Ни одна газета в России не опубликует это письмо. Значит, будем и далее жить как страусы в песке, боясь правды и новшеств. Будем завидовать и далее впереди идущим, будучи не в состоянии освободится от чиновничьего высокомерия и их бездарности.



Рейтинг: 0 Голосов: 0 1950 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!