Право непризнанных народов Дагестана на язык в свете национальной политики Республики Дагестан

20 февраля 2021 - admin
article1403.jpg

Круглый стол: «Права и свободы коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана».

27 апрель 2019 г., г. Махачкала.

Доклад председателя Ассамблеи коренных народов Дагестана М.Гасангаджиева.

Попытки нивелировать этно-культурные особенности дагестанцев предпринимались еще в эпоху царизма. Русский язык, русская культура по мнению властей должны были стать доминирующими в обществе. Еще на заре советской власти в дагестанском обществе активно шла дискуссия о целесообразности сохранения национальных языков...

Известно, что андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндинцы, чамалалы, бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, дидойцы и хваршины, арчинцы, кайтагцы и кубачинцы никогда не изучали в школе родные языки. Их детям всегда, в качестве обязательного родного, преподавали язык другого народа. Все усилия представителей этих народов, направленные на защиту родных языков наталкивались на жесткое сопротивление со стороны чиновничества и разных околовластных «национально-патриотических» сил.

Попробуйте поговорить на аварском языке с жителями андийских сел, проживающих на своих исторических землях в Ботлихском районе. Большинство из них сразу перейдут на русский, т.к. не понимают аварского.

Но на круглом столе, посвященном проблемам сохранения языков народов Дагестана, прошедшем в июне 2014 года в Махачкале под эгидой миннаца РД, мне пришлось в острой полемике с госчиновниками и учеными, отстаивать право коренных малочисленных народов Дагестана называться народами. Среди участников были Советник Главы РД, заместители министра РД по делам национальностей РД, другие госчиновники и ученые.

Основные аргументы противников признания коренных малочисленных народов Дагестана сводятся к тому, что эти народы являются субэтносами одного из титульных народов, а их языки диалектами языков этих титульных народов. А так ли это на самом деле?

В Википедии эти понятия определены следующим образом:

Субэ́тнос (также субэтни́ческая гру́ппа) компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры, языком (диалект), более поздним, чем в момент зарождения общего этноса географическим происхождением, и осознают это отличие.

Диале́кт — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

Являются ли коренные малочисленные народы Дагестана субэтносами титульных народов? Конечно же, нет, т.к. их язык, культура и другие этнодифференцирующие особенности возникли в периоды намного ранние, чем время зарождения т.н. титульных народов!!! Если крупные народы Дагестана имеют возраст до 1500 лет, то многие из коренных малочисленных народов Дагестана имеют корни гораздо более древние - на несколько тысяч лет. Скорее, можно говорить о том, что коренные малочисленные народы Дагестана являются субстратом для этногенеза крупных народов.

Можно ли называть языки коренных малочисленных народов Дагестана диалектами языков титульных этносов? На этот вопрос лучше ответят присутствующие здесь авторитетные ученые филологи, но на вышеупомянутом круглом столе, кандидат филологических наук из ИИЯиЛ ДНЦ РАН М.Магомедов - сам титульный аварец из Хунзахского района, признал, что вся топомика всех территорий аварских районов поддаются расшифровке только с языков андо-дидойской группы.

Наша дискуссия об этнической идентификации перешла к разбирательству таких терминов как: этнос, субэтнос, народ, национальность, нация.

Я предложил создать в МН РД отдел по бесписьменным народам РД, что было одобрено всеми участниками КС. Но в итоге вместо этого в государственной национальной политике четко обозначился тренд на усиление роли русского языка, который и без того является доминирующим в дагестанском обществе.

15 июля 2014 г. в Махачкале прошел очередной круглый стол, посвященный проблемам коренных малочисленных народов Дагестана. На встрече принимали участие представители общин коренных и коренных малочисленных народов Дагестана. Среди участников были представители госструктур: Советник Главы РД Халидов Д.Ш., директор Института Языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН Магомедов М.И.

На мероприятии обсуждались следующие вопросы, связанные с правами непризнанных народов Дагестана на язык, историю, культуру, историческую среду обитания и участие в управлении государством. Была принята РЕЗОЛЮЦИЯ: «В целях сохранения 16 коренных малочисленных народов Дагестана, как основу Дагестанской самобытности, культуры и истории признать Постановление Госсовета РД №191 от 18.10.2000 г. «О коренных малочисленных народах РД», противоречащим нормам международного права, Конституции РФ, Конституции РД и по сути являющимся преступлением против народа и человечества».

Осенью 2017 года министр РД по нацполитике Татьяна Гамалей заявила, что половина языков в Дагестане находятся под угрозой исчезновения. При этом отметила, что на этих языках не ведется преподавание, не издается литература, отсутствует письменность. Также она отметила, что «всего в Дагестане зафиксировано 32 языка, из них 14 считаются имеющими письменность. «Это литературные языки, на которых ведется преподавание, которые мы, безусловно, не считаем находящимися под угрозой», - заявила Т.Гамалей.

По словам министра, численность носителей этих исчезающих языков очень маленькая. Общая численность 16 непризнанных народов Дагестана составляет около 300 тысяч человек. А это 10% населения республики! Является ли этот показатель «очень маленьким», как утверждает министр?

А на самом деле…

Вряд ли найдется хоть одна ботлихская, каратинская или андийская семья, где основным языком общения является русский или любой другой язык. Говорить не на своем языке дома или в среде своих соплеменников для представителей этих народов выглядит, по крайней мере, неестественно. То же самое могу с уверенностью сказать о багвалинцах и чамалинцах, ахвахцах и бежтинцах, годоберинцах и тиндинцах, хваршинах, цезах (дидойцах), гунзибцах и гинухцах. Думаю, кубачинцы, кайтагцы, арчибцы также хорошо владеют своими родными языками и в своей среде, как правило, общаются на своих родных языках.

Своим заявлением министр перечеркнул огромный труд творческой интеллигенции из числа непризнанных народов Дагестана, усилиями которых на многих из бесписьменных языков изданы десятки книг, пишутся стихи, поэмы и другие произведения, издаются газеты.

Главный вектор государственной национальной политики нашей республики в последние четверть века был направлен на унификацию этнического самосознания с целью ассимиляции поистине коренных малочисленных народов и образования крупных этносов. С этой целью было принято абсурдное Постановление Госсовета Республики Дагестан от 18.10.2000 года №191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан», который противоречит Федеральному Закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ, благодаря которому даже народы, имеющие свою государственность и численность носителей от миллиона до десятков миллионов человек вдруг, по прихоти руководства РД, стали коренными малочисленными народами Дагестана.

В аварском языке родной язык переводится как «рахьдал мацI», что означает «молочный язык» - язык, который ребенок получает вместе с материнским молоком, язык колыбельной песни, на котором мать молится Всевышнему за своих детей.

В прошлом году по всей стране, среди интеллигенции национальных республик РФ прошло бурное обсуждение законопроекта о родном языке, который возводил в ранг второстепенных родные языки, т.н. титульных этносов этих республик. Истинные патриоты и передовая интеллигенция очень болезненно восприняли идею кремля о придании второсортного статуса родным языкам. На этом фоне забавно было наблюдать за возмущением представителей т.н. «титульных» дагестанских этносов, ранее последовательно выступающих против признания 16 коренных малочисленных народов Дагестана и права этих народов на преподавание в школах их родных языков.

Известно, что конкистадоры дарили индейским вождям стеклянные бусы, выменивали их на золото. Происходящее сегодня в сфере госуправления в нашей республике очень напоминает историю освоения Америки европейцами.

На шеи наших вождей – бюрократической «элитке» также вешают «бусы». Взамен, эта самая «элитка» выполняет любые установки спущенные сверху, даже самые абсурдные, направленные против самих себя, своих детей и потомков… После покорного выражения республиканским парламентом согласия с волей кремля: «СЧИТАТЬ ОТНЫНЕ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ ВТОРОСОРТНЫМИ!», у меня не осталось ни малейшего сомнения, что они предадут народы Дагестана при первой же возможности.

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 17554 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!