Разговор с выдающимся ученым, исламоведом и писателем

3 декабря 2019 - admin
article1330.jpg

Встречи с мудрецами освещают судьбу и просвещают мысли, а встреча же с большими учеными - это уже бесценный подарок в жизни. Короткими, памятными и приятными были встречи с доктором филологических наук, писателем, переводчиком, преподавателем, культурологом, эссеистом, философом, литературоведом, профессором МГУ Чингизом Гасановичем Гусейновым на различных Московских форумах, но при этом не оставалось времени для обстоятельных размышлений о жизни, хотя внутренне всегда было желание пообщаться с этим умнейшим современником и талантливым, разносторонним исследователем. И вот представилась возможность размышлять с кавалером Орденом Дружбы, членом Союза писателей СССР, Академиком Международной академии информатизации о многом спорном, значимом и волнующем в жизни многих людей и народов.



- Уважаемый Чингиз Гасанович! Приветствую Вас! Как бы Вы определили суть Жизни? Не с биологической точки зрения.

- Она, замечу тут же, ясная и простая: случайное рождение жизни именно на этой Земле, живых существ, в числе которых и человек, с их непременным уходом.

- А с философской позиции?

- Она стыкуется с религиозной, верованиями, историей, образом жизни и культурой народов, племён, семьи с её традициями.

- Учитывая, неповторимую уникальность и абсолютную краткость жизни во временном летоисчислении, кто такой Человек и в чем его предназначение? В чём смысл жизни? Что побудило Вас думать о скорости жизни? Какова это скорость; возможно ли её измерить, изменить, притормозить или ускорить?

- Все эти естественные вопросы, постоянно задаваемые себе каждым в пору его зрелости, и есть, в сущности, свидетельство того, что человек живёт и мыслит полноценно, и не случайно лично я почти все годы следовал древней формуле: Жизни конец наблюдай!.. сообразуя с этим своё бытие. Эти вопросы, как правило, возникают в пору, мягко говоря, долгожительскую, на базе наработанного общественно-семейного опыта, когда и возник у меня некий афоризм: «Когда живёшь, во всём ищешь смысл, а когда проживаешь – во всём видишь бессмыслицу», но добавил впоследствии, жизнь-то прекрасна, оптимистический финал: «Но надо жить, коль явился на свет, радоваться, что жив, продолжать поиски смысла во всём, даже если понимаешь, что всё бессмыслица».

- Если человек Божественное творение и даже Его подобие на Земле, то откуда в людях так много зла, дикости, разрушительности, примитивизма, враждебности, дьявольского, даже убийственного? 

- Бытуют как бы, условно говоря, две теории жизни: «божественная», созидательная, жить по известным во всех верованиях заповедям, этическим правилам «не убий», «не укради» и т.д. , и на их базе возникли понятия честь, совесть, благородство, увы, мало популярные сегодня. Есть и теория «сатанинская», разрушительная (в тандеме с «космическими» идеями: мы песчинки в мироздании, обречены на исчезновение): всё трын-трава, пришли-уйдём, никакой истории, рая-ада, грех и ответственность – выдумки, грабь, хватай, гуляй в своё удовольствие… Так что в человеке с рождения наличествуют генетически два условных начала – божественное и дьявольское с их постоянной и непрекращающейся борьбой в нём по самую смерть. Не случайно, в нашем с Вами исламе высший вид джихада (от «джахт» - «стремление», «рвение», «порыв») - это сражение человека с самим собой во имя искоренения в себе всего того, что Вы перечислили в Вашем вопросе негативов, - список можно расширить, добавив в него всякого рода и соблазны, связанные с известной триадой испытаний: власть (синдром незаменимости), деньги (безудержное обогащение), фанфары (лесть, раболепие), и человеку в этой поистине титанической борьбе с самим собой должны непрестанно помогать семья-школа-общество-государство. Кстати, есть и средний джихад, тоже связанный с нравственностью, это так называемый «джихад пера-Каляма», то есть говорить и писать, не страшась никого и ничего, правду и только правду, а приучать язык ко лжи, заставлять слово служить неправде, заставлять служить несправедливости есть тяжкое преступление. Скажу и то, что превалирует ныне низший джихад, связанный с насилием и кровью, хотя в Коране этот вид джихада носит, как правило, оборонительный характер: защищаться, если на тебя напали.


- В мире много религиозных учений, их основатели и последователи считают свою религию самой правильной и богоугодной, самой правдивой и праведной, самой священной и даже самой Небесной. Это ещё можно понять. Но многие и многие при этом унижают и шельмуют другие верования, хотя, казалось бы, не этично и не прилично возвышать свою веру, принижая и оскорбляя другой религии и других верований. К сожалению, в человеческой истории никогда не было, нет идеального общества и межрелигиозного консенсуса. Возможны ли перемирие, диалог, уважительное согласие между различными конфессиями в подлунном мире? Или это утопия? Человечеству предстоит жить и далее в ссоре и спорах, не доверяя и враждуя друг с другом? Люди научились жить комфортнее во вражде, нежели в мире? Это парадокс, как и многое в этом грешном мире.

 - Вопросы Ваши, в которых содержатся и ответы, если перевести их в позитивный ряд, волнуют всех здравомыслящих людей… Помехой к реализации очевидных, казалось бы, идей добра, согласия и мира, – всё те же общечеловеческие «соблазны», с которыми трудно совладать, когда ею заражены и патриции, и послушные им плебеи, и в воздухе сегодня витает чуждый человеческому естеству дух милитаризма и войны. Но перейду к конкретике, выраженной в следующем Вашем вопросе.

- Иудаизм, христианство и ислам соотносят к религиям Единобожия. Замечательно, но почему же между последователями этих монистических религий были, есть и, вероятно, больше вражды, чем взаимная терпимость? Реальной дружбы и искреннего уважения друг к другу между народами - последователями этих религий даже под микроскопом не прослеживаются. В чём причины? Разве Единобожие не призывает людей жить в мире, согласии, уважая друг друга? Разве Единобожие против Разнообразия и против Дружбы людей разных верований?

- Эти вопросы волновали меня, как помню, всегда, даже в бакинской интернациональной как бы юности, не различающей ни наций, ни разноверия: ко мне приходили-чаевничали и врозь и вместе русские, евреи, армяне, даже швед, у которого освоил азы шахмат… - и когда они уходили, то гостеприимная и мудрая моя бабушка, будучи убеждённой шииткой, мыла отдельно стаканы, из которых пили нечистые гяуры, «кафиры»… Я мягко спорил с нею, и она молча отмахивалась от меня…. У Вас, кстати, есть вопрос на эту тему, Узданат Магомедова из Дагестана просила Вас задать его мне: «Кто такой кафир?». И её размышления по этому поводу: «-Кто такой кафир? Термин кафир сеет не только межконфессиональную смуту и вражду, но все чаще его применяют к мусульманам, которые, в последнее время без устали обвиняют друг друга в неверии, только потому что противоречат убеждениям друг друга. Меня обвинили в неверии, потому что я не считаю кафирами представителей людей писания и шиитов. Много ученых придерживается такого мнения, что сомнение в неверии иудеев и христиан вводит в куфр. Пророк (с.в.) опасался называть кого-то кафиром, считая, что сущность души - одна из тайн Всевышнего, о которой знает только Он.

- В Коране много айатов, посвящённых людям Писания. Братья ли они по вере? Относятся ли Сабии к людям Писания, которые в Коране упоминаются наряду иудеями и христианами. И спасутся ли они в ахирате? (О чем этот айат: Аль-Бакара (Корова) 62-ой айат из 268 «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям которые уверовали в Аллаха в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены)?

 - На всё её вопросы я отвечаю утвердительно, она права. И пусть не отступает от своего понимания, созвучного этике, духу и букве Корана… Но продолжу, что лишь в Москве, живя в общежитии МГУ на Стромынке, я понял: есть нации, всякого рода межнациональные споры-распри, есть шовинизм, национализм, есть самое противное - антисемитизм… - годы были конец 40-х, начало 50-х, а конкретно – 1948-1952-й. А в Израиле, чудо-святыне Иерусалиме, городе как бы трёх религий единобожия, лицом к лицу столкнулся не с умозрительной теорией, а с реальной кровоточащей практикой столкновения и противостояния арабов-мусульман Палестины и евреев-иудеев той же Палестины - государства Израиль при молчаливом – и об этом утаивать не стану – наблюдении за происходящим третьей (хронологически второй) ветви единобожия – христианства, представленного здесь почти всеми течениями, есть католики, православные, монофизиты, протестанты, лютеране, баптисты, даже течения «евреи за Христа», «евреи мессианские»… То же, естественно, и с многочисленными ветвями-течениями иудаизма, и все они – есть такой закон в Израиле – имеют право на существование, не запрещаются, не преследуются.

Арабы, живущие в Палестине, - не однородная масса: есть арабы-христиане и арабы-мусульмане; есть арабы - граждане Израиля, представленные, кстати, и в Парламенте-Кнессете, и арабы - граждане так называемой Арабской автономии на прилегающих к Израилю территориях. И это сложилось со времени создания в Палестине – по решению ООН после Второй мировой войны, это важно знать, чтобы двигаться дальше, двух государств: еврейского и арабского, но арабы, вот в чём загвоздка, тогда же совершили стратегическую ошибку: отказались от идеи двух государств, претендуя на обладание всей территорией Палестины, и на следующий день развязали атакующую войну с евреями за уничтожение государства Израиль, что продолжается уже три поколения, и в этой войне мощно используется исламский фактор, помощь некоторых мусульманских стран: де, война предопределена Аллахом, и Коран, интерпретируемый ложно (о чём ещё скажу), превращён в орудие борьбы, войны, террора.

Историческая реальность такова, что с евреев началось единобожие, иудаизм обогатил общечеловеческую цивилизацию Писанием, в лоне которого возникли книги христиан и сам Коран, где евреи особо выделены, названные «людьми Писания».

Аксиомы реальности: земля имеет непосредственное отношение к евреям, иудейству, но это и священное место для христиан, но и для мусульман тоже, чему есть как духовные, так и материальные свидетельства, уходящие в доисламскую древность, когда Иерусалим, или Эль-Кудс, «Святыня», служил язычникам, в том числе, арабам, ориентиром для молитвы, местом паломничества, что продолжалось в пору пророчества Мухаммеда: не случайно, очевидно, по легенде, бытующей с 7-го века и отражённой в Коране (сура 17, айат 1), именно здесь, в Иерусалиме, а не в другом городе Мухаммед совершал так называемое «небошествие», или мирадж (означает «лестница»), а первая мечеть, что Мухаммед построил в Йасрибе-Медине, куда бежал, спасаясь от преследований родичей-язычников, «Мечеть пророка», была обращена для молитвы в сторону Иерусалима и лишь впоследствии кыбла была повернута на Мекку, но по сей день бытует название «Мечеть двух кыбл»; с того же 7-го века в Иерусалиме по сей день существуют две мечети, построенные одна за другой в промежутке нескольких десятилетий (в 638 году н.э., когда византийцы сдали город халифу Омару, тестю Мухаммеда, и христианский патриарх Софроний отвёл для строительства мечети участок на Храмовой горе, бывшей тогда в запустении, как место свалок и мусора, и тут была возведена мечеть в честь небошествия Мухаммеда – Аль-Акса, а вторая мечеть - в 681г., в честь халифа Омара.

Но… как во всех книгах единобожия, и в исламе наблюдается так называемый человеческий фактор, или вторжение человека в Божественный текст, вызванное социальными интересами, политико-экономическим целями. Так, составленная христианами в 4 веке Библия демонстрировала наличием в ней т.н. «Ветхого Завета», т.е. текста Торы-Пятикнижия, преемственность с иудейством, но и наметила «Новым Заветом» разрыв с ним, вызванный, в частности, с обвинениями евреев-иудеев в убийстве Бого-Человека, что привело в своё время к крестовым походам, средневековым гонениям евреев, а далее через антисемитизм к холокосту, что в известной степени повторяется современным исламом, чья теория и практика террора пришли в резкое противоречие с изначально заложенными в Коране ценностными идеями.

Коран включён основным корпусом идей, этическим ядром в единобожие, а тем самым – привержен к общечеловеческим ценностям, мировой цивилизации, демонстрирует единство его с текстами авраамических религий. Но при собирании частей Корана в пору конфронтации и войн с иудеями и частично христианами был нарушен порядок частей Корана, что имело необратимые последствия: поздние айаты оттеснили ранние мекканские айаты, в которых выражалось единство Корана с книгами иудеев и христиан, из заглавий сур были убраны имена Моисея, Соломона, Давида, Иисуса (что подтверждают средневековые мусульманские исследователи, утратилась эволюция основополагающих понятий «муслим», или «верующий в единого Бога», к кому причислялись иудеи и христиане, он стал «верующим лишь в новое единобожие», при этом расширилось понятие «неверный», «язычник», в которое первоначально включались лишь мекканцы-идолопоклонники, а впоследствии сюда стали относить также иудеев и христиан и тем самым Коран был выведен из состава книг иудаизма и христианства. Вмешательство в композицию Корана объяснялось тем, что, мол, такая структура была установлена Богом через Джебраила-Гавриила. Но всё, что ниспослано с ангелом, должно запечатлеться в тексте Корана, но этого нет в нём; ещё объяснение, что пророк при жизни желал подобного расположения сур, с чем тоже согласиться нельзя, ибо пророк Мухаммед не есть автор Корана (как это считают противники ислама, мол, Коран сочинил сам Мухаммед), он лишь передатчик божественных айатов и потому не вправе был вмешиваться в замысел Бога; но близко к истине утверждение, что это было результатом дерзания (ijtiad) сподвижниковиначе говоря, признаётся произвол составителей.

Есть в Коране замечательная в семи айатах молитвенная сура «Фатиха», созвучная молитвам иудеев и христиан не по случайному, разумеется, совпадению, а потому, что их источник – единый Бог. Явленная 50-й, она помещена 1-й, и всё бы ничего, если бы не интерпретация её заключительных строк, они ясны, доходчивы и недвусмысленны по сути, и замыкают айат:

«Beди нac пo дopoгe пpямoй, дopoгe тex, кoтopыx Ты облагoдeтeльcтвoвaл Своей милостью, нe тex, кoтopыe пoд гнeвoм Твоим, и нe зaблyдшиx... – но гнев Бога тут расшифровывается как неприятие иудеев, которые поклонялись золотому тельцу, а под заблудшими имеются, де, в виду опять-таки иудеи, но и христиане тоже, не принимающие Мухаммеда как пророка и ниспосланный Коран. Однако, в мекканскую пору Мухаммед не соприкасался ни с иудеями, ни с христианами, и потому принять или не принять Коран они никак не могли, а потому объектом гнева Бога, заблудшими, неверными были, скорее всего, язычники-сородичи пророка, которые его преследовали, принудив бежать из Мекки. То есть с первых же интерпретаций обозначается ложная концептуальная направленность Корана, и подобная размытость понадобилась для разрыва с людьми Писания, иудеями и христианами, объявленными неверными.

Другая грань наличия человеческого фактора в Коране – это уравнение в значимости божественного (то есть явленного Богом в Коране) и человеческого (а это – хадисы, высказывания Мухаммеда, многократно превышающие объём Корана). Степень достоверности хадисов следует, думается, определять их соответствием духу и букве Корана. И потому вряд ли можно принять те хадисы, которые явно противоречат Корану, но часты в устах воинствующих мусульман, ратующих за противопоставление ислама предшествующим единобожиям, к примеру, такие, в котором Мухаммед якобы призывал «убивать неверных», причисляя к ним и иудеев: «Убивайте их, где бы вы их ни настигли».

Впрочем, вопреки такого рода утверждениям, которые официально не отменены, есть немало хадисов, достойных пророческого сана Мухаммеда: «Не возвращайтесь после моего ухода из жизни к неверию, убивая друг друга». «Убийство одного верующего тяжелее Богу, чем исчезновение всего мира» (Ан-Насаи от Бурайды).

Не случайно в последнее время исламские богословы, в частности, египетские, призывают исследовать хадисы на предмет их соответствия духу и букве Корана, «очистить наследие первых веков ислама от мифов»; прояснить принципы понятия «джихад», используемого ныне как орудие борьбы против мира; «призывать людей к Богу не угрозами, а через мудрость и благодарность; сформулировать достоинства монотеистических религий (ислама, христианства, иудаизма), изменив отношения между ними, используя мечети, церкви, школы». 

- Нет, не было и вряд ли когда-либо будет взаимопонимание и дружбы и внутри мусульманской уммы тоже, ибо слишком много раздоров, противоречия, толкования и амбиций у религиозных лидеров, политиков и государственных руководителей мусульманских стран. Мы все поклоняемся Аллаху и чтим Корана в качестве Его последнего Послания! Что же мешает мусульманам быть в согласии, опираясь на исламские каноны? И будут шииты и сунниты в противоречии друг с другом до Судного дня?

- Противостояние началось после смерти Мухаммеда, когда уже было подобие государства в пределах мекканско-мединского пространства, когда встал вопрос, кто будет халифом, «помощником пророка».

У Мухаммеда, как известно, не было сыновей, чтобы состоялась передача власти по наследству, но на избрание халифом претендовал в качестве наследника Али, связанный с Мухаммедом многими кровными узами (брат, почти сын, зять – муж дочери Фатимы, отец его внуков), но он к тому времени был относительно молод, и потому прибегли к выборному, а не династическому способу: избрали Абу-Бакра, отца Айши, затем Омара, после чьей смерти и началась борьба за власть: были выдвинуты два претендента – Осман и Али, и доселе нейтральные в арабском языке слова «суннит» («приверженец») и «шиит» («последователь»), превратились в термины-понятия разделения мусульман. Претендентам предложено было ответить на вопрос: «-Чем он будет руководствоваться, став избранным главой мусульман?»

Осман ответил: «-Кораном и суннами», то есть божественной книгой и высказываниями пророк». Али ответил: «-Я буду следовать Корану, ибо Мухаммед призывал следовать запечатленному в Коране, а не суннах».

При Османе был собран Коран, и есть предположение считать его как бы «суннитским», и есть более или менее существенные различия между суннитскими и шиитскими пятью «столпами» веры». У суннитов шахада («свидетельство»), или многократно повторяемая формула единства Бога и посланника звучит так: Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его. У шиитов в эту формулу добавлено после слов «пророк Его» - «а Али – друг Его»; у шиитов почти не встретишь имён Абу-Бакр, Омар, Осман или Айша… Суннитско-шиитское взаимопонимание практически на обозримый период невозможно: тут немало политических моментов, к тому же трудно пересмотреть историю, она питает раскол, как и в случае, к примеру, с католическо-православным противостоянием в христианстве.

  Что считается наукой в Исламе? Сама религия или же светская наука? Почему так ничтожно мало выделяют средств и внимание светской науке в мусульманских странах? Почему мусульмане едут на учебу в университеты США, Европы, России, Китая, Японию, Сингапур и в другие страны? И почему же из этих стран в мусульманские страны не едут студенты? Не пора ли задуматься и выйти мусульманским странам на мировой уровень образования, науки и технологии? За всю свою жизнь не слышал ни разу о необходимости развития светской науки в пятничных проповедях ни у одного имама ни в одной стране мира, где мне посчастливилось побывать. Постоянные проповеди имамов о грехах вряд ли конструктивны и целесообразны без призыва молодежи к творчеству и созиданию. Мусульманские страны не разработчики, а потребители лекарств, оружия, самолетов, технологий, аппаратуры и машин, изобретённых и выпускаемых не мусульманами в не мусульманских странах. В прежние века было сильное развитие науки в мусульманских странах, а ныне наука в мусульманских странах в запустении. Почему? Что сказано о светской науке в Исламе? Почему не создают богатейшие шейхи альтернативную Нобелевскую премию для выдающихся светских учёных в различных сферах? Уверен, что у Вас были много встреч и бесед с миллиардерами, политиками и учёными обо всем этом. 

 - Абсолютно согласен с Вами! Причины тут – сугубо субъективные и противоречащие духу и букве Корана, где прославляется Знание и осуждается Невежество… «Запреты», о которых Вы говорите, привнесены были вождями стран ислама, за исключением Новой Турции, дабы держать свои народы в подчинении, подавлять личность: Ататюрк ликвидировал институт халифата, дал приоритет развитию светских наук.

 Вы долгие годы сотрудничали с замечательным журналом " Наука и Религия", являетесь членом редакционного совета этого единственного в России (кажется и в мире тоже) просветительского издания. Наука и религия антагонисты или дополняют друг друга?

 - Краткий мой ответ таков: веками религия и наука враждовали, спорили, инквизиция-костры и прочее, но ни одна друг друга не отменила, напротив, каждая окрепла и утвердилась, но при этом возникло нечто новое: религия полагает, что все научные открытия – влияние Бога, что открытия предсказаны в божественных Книгах, а наука учится распознавать в религиях ритуалы, с которыми нелепо бороться, этическое содержание, которые и светские, и им надо следовать как нормам этики, а что до содержания, чудодейственных «сюжетов» религий, вроде расступающихся вод моря, хождения по воде, небошествия и т.д., то это – метафоры, иносказания, творения эстетические, художественные, и бороться с этим нелепо, вот и смысл, как мне представляется, названия журнала: «Наука и религия».

- Вы - автор замечательных романов: "Магомед, Мамед, Мамиш", Семейные танцы", "Фатальный Фатали" и т.д, а также изумительного коранического повествования "Не дать воде пролиться из опрокинутого кувшина" ("Мерадж"- второе дополненное издание) о небошествии пророка Мухаммеда ( с.а. с.), книгу «Мухаммед», вышедшую недавно в серии «Жизнь замечательных людей» и «По следам коранических айатов, или Глас вопиющего в пустыне», изданную в 2015 году на русско-английско-арабско-ивритском языках!. Какие религиозные, философские, научные и художественные книги или какие авторы на Вас лично произвели глубокие впечатления в жизни?

- В свое время я составил для себя список имён-книг, дополняя это потом, которые сюжетно или идейно-философски оказали на меня влияние, хотя постоянно учила жизнь и размышления о ней в свете 37-38 годов, оттепели, перестройки, нулевых-пулевых, всевозможных кровавых десятых годов… К тому же мощно сидят во мне под влиянием семьи, бабушки и матери, чувства справедливости и неприятие лжи-нечестности, наличие какого-то внутри меня стоп-тормоза, стержня-грани, за которые нельзя ступать, хотя я – не без греха, зачастую компромиссен (но никакого компромисса в работе с Калямом-пером!). Назову хотя бы несколько книг или имён, всегда, кстати, современных по духу: «Илиада», Данте, «Дон Кихот», «Фауст», «Мёртвые души», «Обманутые звёзды» Мирзы-Фатали Ахундова (сюжет на все времена!), «Капитанская дочка» (уроки по прозе), «Хаджи Мурат» (убеждён, что мало кто из нынешних вождей читал – сужу по их действиям – повесть), «Бесы», «Шум и ярость» Фолкнера, Кант и Гегель (увы, как точно сказал большой поэт во здравие, но оказалось – за упокой: «Мы диалектику учили не по Гегелю»)… - продолжение почти бесконечно.

- К сожалению, не нашёл в магазинах Вашу книгу "Самая большая скорость - это скорость жизни" (М., 2003 г.). Над какой книгой ныне Вы трудитесь? 

- Сборник этот найти трудно, он к тому же – единственная книга в серии «Библиотека Азерроса», учреждённой диаспорой азербайджанцев в России… Ныне после десяти с лишком лет блужданий во сне и наяву в треугольнике Баку-Москва-Иерусалим, озабоченный поисками здравого смысла, завершил роман под условным пока названием «Подковать скакуна», хотя окончательная точка ставится, когда определён издатель, чего пока нет (как, впрочем, и спонсора)… Думаю заняться собиранием (может, удастся тоже издать?) свои посвященные Корану (и исламу) многочисленные статьи, выступления, интервью, накопившиеся за последние четверть века.

- Недавно я увидел огромное полотно гениального живописца Василия Поленова " Христос и грешница". Грешница должна была бы по законам Моисея побита камнями за прелюбодеяния. Когда люди пришли к Иисусу, он перстнем написал на земле и сказал затем: "Кто из вас без греха, первым брось на неё камень". И, будучи в совести, люди ушли, оставив женщину. И сказал ей Иисус: " И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". Есть ли место подобному прощанию в Исламе?

- Точно такого в Коране нет, но зато есть такое: «Если кто убил кого за умножение порчи на земле, тот убил всех людей. Если кто спас кого от смерти, – тот спас от смерти всех людей» (5/32). А что до великой картины, но она, купленная, кстати, Александром Третьим, первоначально называлась «Кто безгрешен?», т.е. любая и каждая человеческая природа как бы не без греха, но художнику велели назвать картину иначе, как бы выводя из этого ряда и самого царя, не говоря уже об Иисусе: «Христос и грешница».

 Запрещены ли в Исламе памятники выдающимся полководцам, ученым, государственным деятелям и конструкторам? Если "Да", то почему? Не будут же люди в просвещенном 21 веке поклонятся памятникам и их теням, как язычники в древности! 

- По Мухаммеду (должно бы и по исламу) не полагается ставить никаких памятников умершим, это считается, Вы правы, идолопоклонством (кстати, в Каабе в языческую пору было немало идолов, в том числе идол по имени… Аллах, кого подросток Мухаммед почитал и в честь кого был назван отец Мухаммеда Абдалла, «сын идола Аллаха»): умерший принадлежит Богу и надо, похоронив человека, забыть дорогу к его могиле, и она сравнится с землёй.

 Иногда пишут, что ислам запрещает употреблять лекарства с алкоголем в них, хотя это необходимо для изготовления лечебного состава; нельзя лечить бесплодие путём ЭКО; нельзя пересаживать органы от человека и животных; нельзя переливать кровь; нельзя реанимировать человека; нельзя, нельзя, нельзя.... Почему имамы и другие знатоки ислама без стеснения и смущения позволяют себе вмешиваться в сферу своей абсолютной некомпетентности? И ещё: почему многие именем Аллаха разрушают памятники, запрещают песни и танцы (даже во время свадьбы) и праздники (даже в день первой борозды).

- Всего этого, о чём Вы пишете, в Коране нет (как, к примеру, и запрета играть в шахматы!), это поздние добавления, к тому же надо учесть, что шариат лишь частично основан на идеях Корана, а более всего – на хадисах. И многие из этих узаконений по сути на века остановили развитие мусульманского мира, и в глазах всего человечества ислам выглядит сегодня как пугало, как варварство, почти синонимично отсталости, и при этом многие мусульмане, сказал бы даже, что подавляющее большинство их, считает эти «нельзя» явлениями «джахилии» (это объёмное арабское слово, означающее «невежество» в многообразии его оттенков). Но это же большинство в странах воинствующего ислама молчат, напугано, страшится преследований.

 Многие десятилетия Вы изучали Ислам и Коран, написали яркую книгу о жизни пророка Мухаммеда (с.а.с.). Вы издали книгу "Суры Корана, расставленные по мере ниспослания их Пророку". Почему возникла необходимость в таком исследовании? Иные считают, что греховно заниматься переводом Корана. Странное суждение, ибо слишком мизерное число, знающих арабский язык в неарабских странах. При этом имамы в пятничных проповедях цитируют айаты на арабском языке и свободно переводят их. Получается, что целиком нельзя переводить Коран, а частями можно. Нонсенс. Каких авторов переводы Корана на русский язык Вам импонируют? 

- Когда после многих лет труда я выстроил айаты Корана хронологически (до меня, оказывается, были такого рода издания в середине 19 века в Англии, а в середине 20 века во Франции, но там и тут без объяснений-комментариев… Я был поражён: получилась другая книга! С чёткой логикой! И сразу обнажился человеческий фактор, внесший в Божественную книгу немало противоречий… А ограничения и запреты придуманы не без умысла: держать массы в неведении о сути явления, в данном случае – существе Корана, личное освоение которого каждым верующим Мухаммед приравнивал к джихаду.

За многие века до того, как было разрешено переводить Коран на языки мусульманских народов (тюркский, фарси итд) католики стали переводить (в 15 веке) его на латынь, как «нелепое сочинение неграмотного пастуха», выдающегося себя за пророка. На русском Коран впервые появился в конце 18 века в переводе с французского перевода, и, судя по некоторым айатам (Аллах клянётся… копытами верблюда, что подметил Пушкин, автор великолепного цикла «Подражания Корану»), можно догадаться, каких только несуразностей нет в этих переводах!.. Ныне их на русском немало, и это отрадно, я лично почти все переводы айат за айатом сличал-сравнивал-проверял, один из переводов даже получил Государственную премию России, это мой старый знакомый по Институту востоковедения Академии наук (ИВАНу), профессор Магомет-Нури Османов, увы, ныне покойный (как и недавно ушедшая из жизни известная переводчица Валерия Порохова, царствие им обоим небесное). Разговор о переводах – на целую книгу, отмечу лишь, что мне по душе перевод Игнатия Крачковского, и причина в том, что он переводил для себя, своих занятий со студентами, а потому был научно свободен перед текстом, а главное, раскован, относился к источнику с ответственностью исследователя-переводчика без оглядки на духовные инстанции как по существу самого текста, так и в его интерпретациях. Вообще-то никакой перевод нельзя объявлять каноническим, каждое новое поколение должно делать эту работу.

 Во многих городах по пятницам невозможно всем верующим войти в мечеть для общей молитвы. Почему бы не советовать верующим дома или в офисе помолиться с использованием дистанционной телевизионной трансляции из соборной мечети? Что тут греховного или не разумного? И почему непременно нужно в больших городах, где есть больницы и много больных, в том числе оперированных и страдающие бессонницей, нужно рано утром громко, через усилители звука призывать на молитву, ибо нет ныне человека без часов и мобильных телефонов. И что тут антиисламского? Никогда никакой возможности у людей даже в век межпланетных полетов, расшифровки атома, открытия генома, пересадки сердца выйти из предписания, которые были вполне логичными в VI веке?

- Вполне с Вами солидарен, возразить нечем!.. Это проистекает по причине, - назову слово, оно тут истинное, - открытого, несговорчивого, упрямого фанатизма, который основывается на теоретически разработанном горсткой экстремистов от мусульманства убеждении, и это программная установка открыто озвучивается, что человечество рано или поздно придёт к исламу, - отсюда ИГИЛ и прочее. Но… будем до конца откровенны: и в христианском мессианстве-миссионерстве имеется в виду (или имелась?) идея христианизации всего мира.

 Над чем Вы ныне работаете? И Ваши пожелания тем, которые хотят постичь ислам просветительский, ислам милосердный, ислам любви к человеку вне их религиозной принадлежности?

- В Иерусалиме во многом по моей инициативе учреждён и действует уже года четыре Дискуссионный клуб «Триалог авраамических религий», мы собираемся раз в месяц в Русской библиотеке Иерусалима, чтобы обсудить сходства и различия в книгах единобожия, преследуя целью остановить кровопролитие на святой земле… А изучить-познать, даже прочесть Коран в каноническом своём виде, это моё личное убеждение, чрезвычайно сложно, ибо этическое его ядро, связывающее ислам с иудейством и христианством, запутано именно благодаря человеческому фактору.

Вот пример из этого «ядра».

«И эта Книга, что тебе Мы ниспослали, на пророчество благословив, подтверждает истинность ниспосланного ранее» (6/92).

Или: «Мы ниспослали Писание, чтобы истинность прежде явленного подтвердить, и тут же добавляется нечто существенное и полное тайн, никогда ни до, ни после уже ни разу это не повторяется как причина ниспослания Корана: и для охраны» (5/48).

Два важнейших взаимосвязанных утверждения: Коран явлен для подтверждения истинности прежде явленного; Коран явлен для охраны. Но что это – охрана? Охранять, подтвердив истинность, книги иудаизма и христианства? Такая великая миссия по хранению, охране, сохранению Писания? Торы-ТавратаЕвангелия-Инджиль, Псалтиря-Забур?

Вот как звучит примечательный айат в популярных переводах Корана:

Игнатий Крачковский: «Мы низвели тебе писание с истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из Писания, и для охранения его» (или, как в одном из ранних переводов Корана, выполненных Гордием Саблуковым: и охраняющее оное).

Валерия Порохова: «Мы Книгу в истине тебе послали для подтверждения того, что прежде из Писания пришло, для охранения его». Тут же в скобках уточняющее: т.е. для охранения от всяких искажений, - уровень охраны, заметно снижен.

Эльмир Кулиев: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний – во множественном числе, что противоречит тексту Корана, исчезает понятие целостности всего Писания, он всегда в единственном числе – и для того, чтобы оно предохраняло их – опять-таки Писание дробится, но дело не в этом: в скобках даются пояснения, что под охраной имеется в виду, чтобы Коран как новое Писание свидетельствовало о них или возвысилось над ними, то есть устанавливается иерархия Писаний, Бог как бы ставит Коран выше явленных прежде писаний, что противоречит духу и букве ниспосланного, является, хоть и распространённым, но – домыслом.

Магомед-Нури Османов: «Ниспослали Мы тебе Писание это как Истину для подтверждения того, что прежде было в Писаниях, чтобы предохранить их» (добавлено: от искажений, и в примечании уточнено, что имеются в виду искажения того, что было сказано в Библии, при этом излагается общепринятая в коранической традиции интерпретация, согласно которой иудеи и христиане исказили Тору и Евангелие, и Коран был ниспослан для восстановления и увековечения первоначального смысла Священного Писания. Интерполяция по Байдави (отсыл к богослову 13 века, чьи интерпретации канонизированы).

Так что же имеется в виду под неразгаданным охрана?

Лишний раз доказывается важность видеть в тексте Корана то, что в нём есть, следуя при этом приоритету намерений: вписать ли Коран в духе его идей в состав Писания или противопоставить Писанию, придерживаясь интерпретаций, идущих от прошлого и конфронтационных в своей основе.

- Под Вашим научным руководством защищены более 40 кандидатских и докторских диссертаций. Это подвиг! По каким научным направлениям аспиранты и докторанты выполняли свои исследования? У Вас есть также публикации и о национально-освободительном движении под руководством имама Шамиля. Как сегодня в мире воспримется деятельность имама Шамиля?

- По первой части вопроса: все защищённые под моим научным руководством диссертации утверждены по трём степеням: философия (этика), филология и культурология. А имам Шамиль – по части художественного творчества, моего романа «Фатальный Фатали», кстати, хорошо принятого на Вашей родине в Дагестане, - но это уже разговор особый.

- Какие вопросы Вы сами себе задаете? Всегда ли Вы на них находите ответы?

- Вопросов тьма-тьмущая, особенно после вступления в Третью, по моей градации, Зрелость, или десятое десятилетие, а ответов – почти ни одного. Такое впечатление, что все всё видят, но притворяются слепыми, что все всё слышат, но притворяются глухими, или, как это великолепно сказано в Коране, лучше не скажешь: «Почему вы облекаете истину ложью и скрываете истину, в то время как вы знаете?» (3/71).

 Искренняя благодарность Вам за обстоятельное интервью. Надеюсь, что Судьбе угодны наши встречи и в будущем! 

 

 Беседовал доктор Магомед Абдулхабиров, 89035773525abdulkhabirov@yandex.ru 30 ноября 2019 г.

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 469 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!