О Ботлихе

12 декабря 2013 - Администратор
article388.jpg

Административный центр и крупнейший населённый пункт Ботлихского района, расположенный в ущелье Андийского Койсу(составляющая Сулака). Дорога, проходящая через перевал Харами (2177 м), ведёт в Чечню(Ведено)., который расположен в Западном Дагестане. На севере Ботлихский район граничит с Чеченской республикой, на востоке - с Гумбетовским и Хунзахским районами, на юге - с Ахвахским районом, а на западе - с Цумадинским. По площади Ботлихский район занимает 696 км2, а население района около 40 тысяч жителей. Ботлих расположен на восточных склонах Андийского хребта, в 5-ти километрах от Андийского Койсу и на высоте 800 метров над уровнем моря.


 

Издавна, территорию от Каспийской низменности, на запад Предгорного и Нагорного Дагестана через гребень Кавказского хребта до Алазанской низменности Грузии, шириной 80 км и длиной более 200 км, населена аварская группа народностей. Южные скаты Андийского хребта и бассейн левого притока Андийского Койсу населяли ботлихцы. Западнее жили годоберинцы. По соседству с ботлихцами правобережье Андийского Койсу населяли каратинцы, багулалы, чамалалы и тиндинцы. Жители селения Ботлих - ботлихцы, относятся к народам аваро-андо-цезской группы (подгруппа андийских народов).

 

Что касается ботлихцев, то вот что можно найти о них в Советском энциклопедическом словаре: "Ботлихцы - малочисленная народность в Дагестанской АССР, близкая аварцам; язык ботлихский".

Надо отметить, что одной из особенностью ботлихцев является то, что у них есть свой язык для общения внутри данного этноса, хотя они также владеют и аварским языком, с помощью которого общаются со своими соседями.

 

Название главного селения ботлихской этнической группы (ботлихцев, миарсинцев, ашининцев и анховцев) "Ботлих" происходит, по одной из версий, от слов "бо" (аварское - "войско") и "лъалхъ" (аварское - "остановка", "привал"), что буквально означает "место привала войск". Это название объясняется тем, что в средние века на территории современного Ботлиха собирались отряды из Горного Дагестана, а также из других частей нашего края, для того чтобы совершить набег на Восточную Грузию. Это явление в грузинской исторической науке получило название "лекианобы". Таким образом, это название (т.е. термин "Ботлих" закрепилось за поселением ботлихцев.

 

Существует и другая версия о происхождении названия данного села. Согласно народной этимологии "Ботлих" происходит от слова местного языка "байлъи" ("на краю") или ("на гребне"). Действительно, первоначально аул был основан именно на краю оврага, наиболее выгодным для фортификаций местности. До сих пор сохранились оборонительные стены, которые также служили и стенами для жилищ, на берегу речки Гадаро, напротив горы Цагуна. Для тех, кто угрожал безопасности селения с юга и востока эти фортификации являлись сложным препятствием.

 

Есть еще и третья версия на счет происхождения топонима "Ботлих". На каратинском языке слово "болъо" означает ступеньки. Согласно их преданию в древности в Ботлих со стороны андо-цезов (исключая Анди) надо было подниматься как бы по ступенькам и так это название прикрепилось данному селению.

 

Все три версии имеют право на существование, так как они отражают географические и исторические особенности селения, хотя многие знатоки местной истории и ряд историков выделяют первую версию происхождения селения Ботлих как наиболее обоснованную.

 

Само селение Ботлих состоит как бы из трех частей:
1) Древней части села, вокруг которой образовалась основная масса последующих жилых застроек.

2) Новой части села - микрорайона, где сосредоточена большая половина государственный и общественных учреждений, предприятий и учебных заведений. Эта часть была построена в 70-х г. ХХ в. и находится в 1,5 км от центра села.

3) Военного городка, построенный в 2005-2008 гг. в 3 км. от села, где расположена 136 Горная (отдельная) мотострелковая бригада вооруженных сил РФ.

 

Все три части соединены транспортным сообщением, что обеспечивает постоянную и тесную взаимосвязь между самим Ботлихом и его составными частьями - микрорайоном и военный городком.

 

Ботлих является одним из крупных населенных пунктов Дагестана и самым большим селом в Западном Дагестане. Здесь функционируют 3 среднеобразовательные школы, СПТУ №19, заводы "Прогресс" (радиотехнический), асфальтный и консервный, Центральная больница, поликлиника, два банковских учреждения, еженедельный (воскресный) рынок для всех жителей Западного Дагестана, два детсада, четыре библиотеки, две мечети и ряд других учреждений, предприятий и заведений.

 

В настоящее время очень трудно установить численность ботлихцев. По данным районного статистического управления в Ботлихе проживают около 11 тыс. жителей (2008 г.) и более 2 тыс. ч. в военном городке.

 
В это количество входят также постоянно проживающие в Ботлихе представители других народностей: аварцы, андийцы, каратин-цы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, чанковцы, тасутинцы и др.

 

Результаты последней переписи не могут также дать точной численности данной этнической группы, поскольку в графе "национальность" ботлихцы, в основном, записывались как аварцы, хотя по многим параметрам они не относятся к аварцам.

 

Е.Шиллинг в свое время пытался установить число ботлихцев. По переписи 1926 года их было 3370 человек. По данным ЦСУ Госплана СССР на 1 августа 1946 года в Ботлихе число дворов составляло 704 с населением 1520 человек. Уменьшение числа ботлихцев за 20 лет Е.Шиллинг объясняет процессом ассимиляции с аварцами, а также событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

В данном случае можно возразить мнению Е.Шиллинга в вопросе об ассимиляции ботлихцев аварцами. Здесь надо отметить тот факт, что на протяжении XX в. шел интенсивный процесс консолидации этнических групп Западного Дагестана, в том числе и ботлихцев с аварцами, но не ассимиляции. Живя в собственно ботлихской среде, они не теряли свой язык и свою культуру, наоборот, аварцы, живущие среди них, прекрасно владели местным языком, соблюдали обычаи и традиции туземного населения.

 

Так как село является единственной и эффективной гарантией сохранения собственного языка, культуры и быта, то ботлихцы сумели отстоять свою индивидуальность, хотя и являются полноценной и полноправной частью единого дагестанского народа.

 

По материалам Ботлихского сельского совета непосредственно ботлихцев в данном селении около 5,5 тысяч человек. Ботлихцы живут также в селении Миарсо, расположенном на расстоянии 4 км от Ботлиха. Проживающие здесь более тысячи человек по многим признакам схожи с основным ботлихским населением, хотя есть и некоторые различия в произношении тех или иных слов.

 

Ботлихцы называют миарсинцев "килухади" (от слова "килу" -"хутор"), т.е. хуторяне, что безусловно говорит об их происхождении. Согласно преданию селение Миарсо образовалось в результате заселения его территории выходцами из Ботлиха. Место, на котором сейчас расположено Миарсо, принадлежало ботлихцам и использовалось в качестве хутора, где, в основном, в зимний период содержали скот. По сообщению местных информаторов, название Миарсо происходит от аварского "мег1ер" (гора) и андийского "су" (нет), т.е. "место без горы". Миарсо образовалось позднее на месте этого хутора, приблизительно в XVII в.

 

Кроме Ботлиха и Миарсо, ботлихское население также проживает в хуторе Ашино, которое относится к Ботлихскому сельсовету. Этот хутор находится в 5-ти км от Ботлиха и в нем проживают около 300 человек.

 

Некоторая часть ботлихцев проживают также в городах Махачкала, Кизляр, Каспийск и др. Представители данной этнической группы расселились также и в других регионах и городах России и СНГ.

Тесное соседство с аварцами, каратинцами, андийцами, ахвахцами, годоберинцами, чеченцами и другими народностями укрепляло возникшие еще раньше хозяйственные и культурные связи с ними.

 

Смешанные браки ботлихцев с перечисленными народами еще в XIX -начале XX в. способствовали усвоению ими языковых и культурных традиций ближайших соседей. И поэтому, современный Ботлих отличается разнообразием состава населения. Кроме вышеуказанных народностей в селе проживают также представители других национальностей - русские, татары, кумыки, лезгины, а также потомки тех грузин, которые когда-то были доставлены в Ботлих в результате набегов в Восточную Грузию.

 

Так как Ботлих находится в котловане и окружен вокруг горными массивами, то это создает благоприятные природно-климатические условия для хозяйственной деятельности, основой которой стало садоводство, в основном, террасной формы. Ботлихцы выращивают такие плоды как: груши, яблоки, абрикосы, сливы, персики и все разных сортов.

 

Весь собранный урожай они вывозили в разные регионы Дагестана и Кавказа на продажу. Основная часть населения Ботлиха до недавнего времени жила за счет садоводства и полеводства. Сады и земельные участки, равномерно расположенные вокруг села, составляют 460 га по площади.

 

Кроме садоводства большую роль в жизнедеятельности жителей Ботлиха играли также земледелие (преимущественно террасное) и скотоводство (в основном отгонное).

 

Развитию садоводства способствовали почвенно-климатические условия долины Андийского Койсу и Ботлихского котлована, где и расположен Ботлих.

 

Помимо полеводства, скотоводства и садоводства заметное место в экономической деятельности населения Ботлиха занимало кустарное производство. Особую роль в промыслах ботлихцев занимало производство наплечных бурок.

 

Следует отметить, что продажа бурок или их обмен на другие товары существенно облегчали проблему содержания семьи и поддержки уровня жизни для ботлихцев. Бурка имела огромное значение для горцев Дагестана. Она была надежной защитой от непогоды и холода, в ней хоронили людей, её дарили почётным гостям, в бурке воровали невест, а также её использовали в торжественных мероприятиях горцев.

 

Для того чтобы реализовать фрукты и предметы кустарного производства ботлихцы поддерживали тесную торговую связь с соседними селениями и округами Дагестана, Чечни и Грузии.

 

Издавна сам Ботлих являлся крупным торговым центром Западного Дагестана и был связан с другими торговыми центрами Дагестана. Через Ботлих шли основные торговые магистрали, которые связывали ботлихцев с основными торговыми точками Кавказа. Из Ботлиха шел торговый путь (Ботлих - Агвали - Цумада - Урух - Сагада - Хупро - Кодорский перевал-Телави-Тбилиси) связывающий Западный Дагестан с Грузией. Другая дорога шла через Агвали, Хуштада, Хвариш, Шаитль, Кидеро, перевал Ниникос Цхе, Лагодехи (Грузия).

 

Одна из дорог, следовавшая через Ботлих связывала жителей данного региона с плоскостной частью Дагестана: Ботлих-Тлох-Нижнее Инхо,Чир-ката, Гуна, Каранай, Темир-Хан-Шура. На север шел торговый путь в Чечню: Ботлих-Андийский перевал - Харачой - Ведено - Грозный. Из Ботлиха шла также торговая магистраль в Хунзах, Карата, Ахвах, где реализовывались продукты земледелия и скотоводства, а также садоводства и промыслов. Среди них важной была Хунзахская дорога, которая шла через Муни, Тлох, Харахи в Хунзах.

 

Таким образом, из Ботлиха как узлового центра по всем направлениям шли торговые пути, которые играли огромную роль в экономике ботлихцев.

 

Одним из важнейших элементов исторического развития Ботлиха была организация общинного самоуправления, включая сельский сход и сельский обычно-правовой суд. Надо отметить, что до сих пор сельский сход (т.е. джамаат) обладает некоторым влиянием в общественной и экономической деятельности жителей села. Также джамаат обладает значительным авторитетом в решении религиозных и сельскохозяйственных вопросов. В вопросах о разделе имущества, полученных по наследству, действуют, за редким исключением, нормы шариата, что повышает роль местного религиозного духовенства.

 

Селения Ботлих и Миарсо и хутор Ашино имели каждый свой отдельный сход. В отличие от отдельных сельских сходов собирались и джамааты всего ботлихского населения, объединяющие селения Ботлих, Миарсо и хутор Ашино. Если в первом случае сход служил только интересам отдельных сел (Ботлиха и Миарсо), то во втором случае он регулировал общественную жизнь группы сел (Ботлиха, Миарсо и хутора Ашино).

 

Большое влияние на джамаат имели духовные лица и это особенно выражалось в Ботлихе, так как это селение выступало как религиозный центр, где была богатая джума-мечеть, при которой существовала постоянно действующая примечетская духовная школа с 50 учениками и медресе. Кстати, в настоящее время в Ботлихе функционируют 2 мечети, где в примечетских медресе обучаются достаточное количество местных и приезжих учеников.

 

Для последних десятилетий характерны большие изменения, как в материальной, так и духовной культуре ботлихцев. Это вызвано дальнейшим сближением малочисленных народов, изменением их семейного строя и быта, межнациональными браками и семьями, изменениями в экономике и быту.

 

В целом, анализируя современное состояние селения Ботлих, с большой долей уверенности можно утверждать о том, что населению ботлихской этнической группы удаётся сохранить и освоить культурное наследие прошлого, а также творчески использовать рациональные и жизнеустойчивые традиции и обычаи в повседневной жизни.

 

Ботлих, как один из субъектов Дагестана, активно участвует во всех процессах, явлениях и событиях, которые касаются дальнейшего развития нашего многонационального края и живёт теми же проблемами, что и вся республика.

 

Гусейнов Г.М-К., кандидат исторических наук, ст. преп. кафедры теории и истории социальной работы СФ ДГУ.
 

 

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 5415 просмотров
Муртуз Гасангаджиев # 28 марта 2014 в 06:50 0

Сами ботлихцы называют свое село "Буйха", что можно перевести как место, где имеется войско. Возможно, Ботлих, в прошлом как столица союза вольных общин андо-дидойцев, имел свое войско. Такая гипотеза косвенно подтверждается еще и тем, что в конце 14 века, войско Тамерлана, захватившее все феодальные государственные образования на территории Дагестана, получило отпор от ботлихцев (вероятнее всего, от объединенного войска союза вольных общин). Об этом пишет историк, профессор Расул Магомедов. В Ботлихе есть местность носящее топоним "Игьа биххамалаб муса", что в переводе означает - место изгнания ига.
Полагаю, что в существующей версии истории Дагестана очень много "искусственных пробелов", имеющих главной своей целью замалчивать историю коренных малочисленных народов Дагестана, при одновременном гипертрофированном возвеличивании роли и места других, т.н. "титульных" народов.