Ассимиляция непризнанных коренных народов как вектор национальной политики Дагестана

17 октября 2017 - Муртуз Гасангаджиев
article1158.jpg

 

Заявление министра по нацполитике РД Татьяны Гамалей о том, что языки бесписьменных народов Дагестана находятся под угрозой исчезновения, говорит только о некомпетентности этого ведомства в сфере национальных отношений.

А на самом деле…

Вряд ли найдется хоть одна ботлихская, каратинская или андийская семья, где основным языком общения является русский или любой другой язык. Говорить не на своем языке дома или в среде своих соплеменников для представителей этих народов выглядит, по крайней мере, неестественно. То же самое могу с уверенностью сказать о багвалинцах и чамалинцах, ахвахцах и бежтинцах, годоберинцах и тиндинцах, хваршинах,  цезах (дидойцах),  гунзибцах и гинухцах. Думаю, кубачинцы, кайтагцы, арчибцы также хорошо владеют своими родными языками и в своей среде, как правило, общаются на своих родных языках.

Видимо, в министерстве даже не слышали о том, что на многих из этих бесписьменных языков изданы сотни книг, пишутся стихи, поэмы и другие произведения, издаются газеты.

А может, таким образом, министр хотела отчитаться перед республиканскими властями о завершении процесса ассимиляции поистине коренных малочисленных народов Дагестана? Ведь, главный вектор национальной политики нашей республики в последние четверть века, был направлен на унификацию этнического самосознания с целью ассимиляции поистине коренных малочисленных народов и образования крупных этносов. С этой целью было принято абсурдное Постановление Госсовета Республики Дагестан от 18.10.2000 года №191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан», который противоречит Федеральному Закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ.

Абсурдность и нелепость этого Постановления отчетливо проявляется в том, что даже народы, имеющие свою государственность и численность носителей от миллиона до десятков миллионов человек: русские, азербайджанцы и чеченцы, вдруг, по прихоти руководства РД, стали коренными малочисленными народами Дагестана.

Постановление преступно по своей сути, ибо направлено на принудительную ассимиляцию 16 коренных непризнанных народов Дагестана и, в современном мироустройстве такому нормативному акту не должно быть места. Но, тем не менее, указанное Постановление является «основным законом», определяющим главные принципы государственного управления и местного самоуправления в нашей республике. Негласные принципы соблюдения баланса национальных интересов или т.н. «нацквотирование» - это основа, на базе которой дагестанские политпроходимцы «разводили кремлевских лохов», добиваясь, каждый раз, учета своих личных интересов.

И вот теперь, в условиях подавления гражданских свобод, член кабмина, как бы рапортуя о выполнении главной задачи своего ведомства, заявляет об угрозе исчезновения языков непризнанных народов.

По словам министра, численность носителей этих исчезающих языков очень маленькая. Общая численность 16 непризнанных народов Дагестана составляет около 300 тысяч человек. А это 10% населения республики! Является ли этот показатель «очень маленьким», как утверждает министр?

Но самым большим преступлением властей против непризнанных народов является преподавание в качестве «родного», другого языка, не являющегося родным для детей из семей непризнанных народов. В аварском языке родной язык переводится как «рахьдал мацI», что означает «молочный язык» - язык, который ребенок получает вместе с материнским молоком, язык колыбельной песни, язык, на котором родители молятся Всевышнему за своих детей.

Дети еще не понимают, что «родной язык» - это язык не его народа, а другого и, вырастая, к урокам «родного» языка относятся также как и русскому, английскому, немецкому, … которые просто необходимо изучать в рамках школьной программы. Можете ли себе представить состояние ботлихского, андийского, каратинского… первоклассника, когда учитель с первых же уроков говорит с ним на совершенно непонятном ему языке?  Дети, благодаря всеобъемлющему влиянию  телевидения, больше понимают русский язык, но ни слова на этих «родных» языках. Школа упорно навязывает сознанию ребенка, что этот непонятный язык – для него является родным и впоследствии начинают верить в это, также как и в то, что тот язык, на котором мать пела ему колыбельную  является всего лишь «диалектом» главного – титульного языка.

 

Муртуз Гасангаджиев,

представитель коренного малочисленного народа Дагестана "Буйхади" - Ботлихцы.



Читайте также:

 

27 ноября в Махачкале, в конференц-зале ДРОО «Союз патриотический сил РД» прошел круглый стол

 

Круглый стол: «Права малочисленных коренных народов Дагестана»

 

 

Рейтинг: +7 Голосов: 7 35406 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!