Максуд Гаджиев: "Ничто не решено окончательно, пока не решено по справедливости"

3 мая 2019 - admin
article1308.jpg

 Максуд Гаджиев - сопредседатель Ассамблеи коренных народов Дагестана,

автор-составитель книги  Антологии ахвахской поэзии,

главный редактор газеты «Ашвадо-Ахвахцы».

 

 

Ассамблея коренных народов Дагестана, Ассоциация коренных малочисленных андо-дидойских народов Дагестана в лице НКА дидойского народа, НКА бежтинского народа, ДРОО « Карата», газеты «Ашвадо – Ахвахцы», сайта Ботлих . ру и других общественных правозащитных организаций извещает руководство РД и широкую общественность республики о том, что 27 апреля в г. Махачкала в здании ресурсного Центра при Министерстве по национальной политике и делам религий состоялся Круглый стол, посвященный застарелым проблемам коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана, приуроченный году языков коренных народов мира, объявленного Генеральной Ассамблеей ООН.

В мероприятии принимали участие и выступили известные ученые и правозащитники, носители языков коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана. Мы в ближайшее время опубликуем выступления и других участников этого Круглого стола. Тема Круглого стола: « Права и свободы коренных, малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана, чьи родные языки занесены в Красную книгу языков народов РФ». Гарантами этих прав и свобод выступают Конституция РФ, Конституция РД и общепринятые нормы Международного права.

Цель Круглого стола - очередной раз донести до руководства РД и РФ о многочисленных нарушениях прав и свобод коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана.

Задачами данного мероприятия являлись выявление причин нарушения прав и свобод вышеназванных малочисленных народов, обозначить специфические особенности проблем, присущие этой категории нацменьшинств, указать пути решения этих проблем и потребовать от руководства РФ и РД устранить эти нарушения.

Во всем цивилизованном мире считается аксиомой то, что государство играет решающую роль в определении статуса языков и культур миноритарных и мажоритарных этносов на своей территории. К сожалению, не во всех странах государственные органы власти добросовестно выполняют эти и другие свои функции по защите прав и свобод, как отдельных граждан, так и целых народов.

На территории Дагестана проживают представители более 50 народов, из которых 28 являются коренными народами, из них к малочисленным народам относят 19 этносов, а бесписьменными из них считают – 16 народностей. Здесь следует особо подчеркнуть, что по утверждениям российских и зарубежных ученных, смерть языка малочисленных народов редко возникает в цивилизованных демократических сообществах, а почти всегда смерть настигает их в сообществах, лишенных власти, территорий, возможности и поддержки для сохранения и развития своей самобытной культуры, родного языка и т.д.

Угроза исчезновения языков малочисленных этносов почти всегда является частью более широких процессов социального, культурного и политического неблагополучия. Пример Дагестана является тому ярким подтверждением.

Хотя в Красную книгу языков народов РФ занесены языки 19 коренных малочисленных этносов Дагестана, находящихся под угрозой исчезновения, но мало что делается для улучшения их бедственного положения. И в тоже время госчиновники с высоких трибун всегда хвалятся тем, что Дагестан является самой многонациональной республикой в РФ, что у нас обеспечены права и свободы всех народов, проживающих на территории Дагестана. Да, действительно грех жаловаться так называемым 14 титульным народам Дагестана. У них функционируют свои национальные театры, на их родных языках выходят республиканские газеты и журналы, издаются книги и учебники, в школах ведется обучение на родных языках, по телевидению и радио ведется трансляция на национальных языках титульных народов Дагестана. До недавнего времени им по национальной квоте даже представляли места в парламенте и правительстве республики. Негласно это практикуется до сих пор.

Совершенно иную и самую не благополучную картину мы наблюдаем в отношении не титульных народов Дагестана и прежде всего в отношении коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана. И нам с болью в сердце приходится констатировать, что государство не выполняет свои обязательства по защите прав и свобод коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана. Более того, федеральные органы власти не пресекают эти очевидные для нормального человека нарушения, допускаемые местными органами власти. Это не голословные утверждения, как считают прислужники коррупционной власти. Поскольку у нас на территории Дагестана до сих пор действует, то есть имеет силу закона антиконституционное Постановление Госсовета под № 191 от 18 октября 2000 года. В этом антиконституционном постановлении коренными малочисленными народами указаны русские, аварцы, даргинцы и ряд других крупных народов, хотя по российскому Закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народах РФ» к малочисленным коренным народам относят народности, численность которых не превышает 50 тысяч человек на территории РФ.

Оказывается, по мнению руководства РД русских, аварцев, даргинцев и ряд других крупных народов, проживающих на территории РФ, меньше 50 тысяч человек, раз наши горе-руководители объявили их коренными малочисленными народами Дагестана. Руководство РФ поверило им на слово, а не заключению Института этнографии и антропологии РАН и волеизъявлению коренных народов Дагестана. Разве это допустимо в правовом государстве!? Оказывается не только можно, но за это нововведение ещё полагаются и государственные награды. И ничего, что тогдашнее руководство РД своим расистским, по сути, Постановлением нарушило права и свободы андо-дидойских и других коренных малочисленных бесписьменных народов Дагестана, не включив их в список коренных малочисленных народов Дагестана. Хотя их родные языки занесены в Красную книгу языков народов РФ, как наиболее подверженных угрозе исчезновения, а численность носителей этих языков намного ниже 50 тысяч человек.

Более того, стараниями и «заботой» властей численность этих народов катастрофически сокращается, с каждым годом проживания в расхваливаемом коррумпированными госчиновниками и их прислужниками, социально ориентированном, правовом, демократическом государстве под названием РФ. При всем этом хочется ещё верить, что руководство РД и РФ одумается и справедливость восторжествует. Хотя при нынешней власти это маловероятно.

Вы только вдумайтесь, уважаемые сограждане, в какой абсурдной ситуации оказалось федеральное руководство правовой, демократической, гуманистической России, десятки лет, потворствуя преступным деяниям руководства РД. Ведь в Лефортово оказались далеко не все, кто в той или иной мере причастен к воровству бюджетных денег, правовому беспределу, этноциду коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана. Приведем другой наглядный пример из этой же «мыльной оперы». На одном из мероприятий, посвящённом гражданскому обществу, ныне покойный правозащитник Магомед Ахмеднабиев очередной раз упрекнул федеральный центр и руководство РД о нарушениях прав и свобод андо-дидойских народов. Тогда экс- министр по национальной политике РФ Владимир Зорин, обращаясь к первому заместителю Министра по национальной политике и внешним связам РД Зикруле Ильясову гневно вопрошал, мол, почему до сих пор не решаются их проблемы. Хотя федеральный центр ежегодно выделяет сотни миллионов рублей для сохранения и развития языков всех народов Дагестана. Этот горе-чиновник ответил ему дежурными в таких случаях словами, мол, что-то делается, издаются словари и на бесписьменных языках. Но мы знаем, что он и другие госчиновники не выделили ни одной копейки на издание книг на языках андо-дидойских народов. И в тоже время, злоупотребляя своим служебным положением, он участвовал в международных и республиканских форумах, посвященных проблемам, коренным малочисленны народов, озвучивая и претворяя в жизнь преступные деяния руководства РД. Он также издал несколько томов своих книг на бюджетные деньги и совершал заграничные поездки, якобы для изучения передового опыта по сохранению и развитию коренных малочисленных народов мира. Но при желании дагестанским госчиновникам можно было перенять передовой опыт решения проблем малочисленных народов, успешно реализуемый в республиках Саха-Якутия, Удмуртия, Алтай, Бурятия и других субъектов России, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но этого не происходит, поскольку наши высокопоставленные госчиновники, наоборот, препятствуют решению проблем коренных малочисленных бесписьменных народов Дагестана.

К сожалению, ещё немало слепых, глухих, бездушных, бездарных, ненасытных, коррумпированных госчиновников находятся у нас у власти. В. Васильев убрал только отдельные зловонные вершки коррупционной власти, а корешки то остались. Иначе как объяснить, что андо-дидойские народы, чьи родные языки занесены в Красную книгу языков народов РФ, наши горе-чиновники упорно отказываются предоставить в федеральный центр для включения их в список коренных малочисленных народов РФ. Разве это вышеназванное антиконституционное Постановление не является признаком коррупционной власти, кощунством, насмехательством, издевательством над собственным основным правовым документом страны – Конституцией РФ.

Тогдашнее руководство объясняло свое решение тем, что якобы андо-дидойские народы не были обозначены в переписи 1989 года. Такое объяснение мы получили на свое обращение в адрес руководства РФ от руководства РД в лице Министерства по национальной политике и внешним связам, где высокое начальство заверяло нас, что разделение дагестанских народов на титульные и не титульные будет устранено. Но как говорится, воз и ныне там. Нас удивляет, как беспомощно и нелепо выглядит федеральное руководство в глазах российского и мирового научного сообщества. Ведь оно нагло и бесцеремонно игнорирует научные факты, предоставленные Российской Академией Наук на счет дагестанских коренных малочисленных народов, тысячелетиями проживающих на исконной территории своих предков, имевших когда-то свое государственное образование, оставившее свое самобытное культурно-историческое наследие. Признавая права только 14 титульных дагестанских народов, федеральное руководство тем самым покрывает преступные деяния коррупционной власти Дагестана, нарушающих права и свободы коренных малочисленных бесписьменных народов Дагестана.

К сведению руководства РФ очередной раз сообщаем, что во всех переписях дореволюционной России и переписи советского периода 1926 года и в официальных переписях 2002 и 2010 годов современной России андо-дидойские народы указали свою исконную национальность.Хотя тогдашнее руководство РД), игнорируя заключение Института этнографии и антропологии и волеизъявление этих народов, очередной раз включило большинство представителей андо-дидойских народов и лезгиноязычных арчинцев в состав аварцев, а кайтагцев и кубачинцев в состав даргинцев. Это было сделано тогдашним руководством РД в лице Магомедали Магомедова (председатель Госсовета РД), Муху Алиева (председатель НС РД) и Хизри Шихсаидова (председатель правительства РД под давлением ура-националистов и их покровителей в своих корыстных политических и коррупционных целях. Как это осуществлялось, мы видим из письма руководства РД от 22 февраля 2002 года, адресованную Председателю правительства РФ М. М. Касьянову, более известного в народе, как «Мишка два процента», который надо полагать, не просто так удовлетворил настойчивую просьбу коррупционной власти Дагестана не рассматривать вышеназванные народы как самостоятельные этносы. Здесь мы приводим вышеназванное письмо полностью, чтобы вы убедились убогости и невежестве тогдашнего руководства РД.

Итак: « В связи с тем, что Государственный комитет РФ по статистике предоставлены в правительство РФ проекты «Перечня национальностей для разработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года» и «Систематического словаря национальностей и языков России, подготовленные Институтом этнологии и антропологии РАН руководство РД считает необходимым высказывать свое мнение:

По нашему глубокому убеждению эти документы игнорируют сложившиеся в Дагестане этнополитические реалии, не учитывают существенные перемены на демографической и языковой карте республики, имевшее место в XX столетия и направлены на дробление отдельных дагестанских народов на этнические группы. Общественностью республики, указанные документы восприняты крайне негативно, так как они могут усилить напряженность, подорвать единство и целостность дагестанского народа.

Институт этнологии и антропологии РАН в последние годы не первый раз предпринимают шаги по искусственному размежеванию дагестанских народов, находящихся в генетически родственных отношениях, веками живущих рядом и имеющих общие интересы. Такие попытки были сделаны ещё в ходе принятия Федерального Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Только правильное понимание специфики вопроса Правительством и Федеральным Собранием РФ предотвратило неминуемые социально-политические потрясения в республике. Известные ученые, духовенство, представители практически всех этнических групп негативно воспринимают такие попытки и надеются, что Правительство РФ не примет окончательного решения без глубокой экспертизы.

Настойчиво просим Вас, уважаемый Михаил Михайлович, отклонить указанные проекты и учесть предложения РД в ходе подготовки документов по проведению Всероссийской переписи населения и тем самим способствовать сохранения мира и согласия в республике. Наши предложения вытекают из Конституции республики, других нормативно-правовых актов, в которых обозначены 14 национальностей и языков Дагестана (аварцы,, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, , ногайцы, русские, рутульцы, табасаранцы, таты, цахуры, чеченцы».

Как вы убедились, это письмо служит ярким подтверждением того, как тогда принимали судьбоносные решения и насколько глупа, бездарна, продажна была коррупционная власть в стране. И как закрывали глаза на очевидные преступные деяния тогдашнего руководства. Но как говорится, шило в мешке не утаишь. Рано или поздно справедливость восторжествует. Мы понимаем, что в Лефортово посадят не всех горе-чиновников, причастных к воровству бюджетных денег, правовому беспределу и этноциду андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана. Но мы верим, что нам всем придется держать ответ перед Всевышним за свое молчание, за бездействие, за соглашательство, когда творилось беззаконие и попирали права коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана. Этот документ был передан из аппарата правительства в Госкомстат России и Министру по национальной политике В. Ю. Зорину, которые отвечали за подготовку общероссийской переписи. Первый заместитель Госкомстата России А. Е. Суринов направили письмо Председателю Госсовета Дагестана М. Магомедову с заверением, что «публикации данных о национальном составе Республики Дагестан будет осуществляться с учетом перечни национальностей, указанных в постановлении Госсовета РД».

За правильное понимание и удовлетворение преступных деяний тогдашнего руководства РД А. Е. Суринович и другие должностные лица федерального центра получали откаты и ценные подарки от коррумпированной власти Дагестана. Об этом не раз признавался в своих публичных выступлениях бывший вице-премьер правительства РФ Борис Немцов. Как мы видим из вышеприведенного письма, чтобы протолкнуть «свое мнение» в высоких кремлевских кабинетах в качестве аргументов и обоснований руководство РД использовало обезличенное духовенство и известных ученых без указания их фамилий и национальности. Приводили также ссылки на Конституцию РД и неназванные нормативно-правовые акты, в которых обозначены этих 14 так называемых титульных народов. И правительство РФ, руководимой «Мишкой два процента» учло это особое мнение руководства РД, хотя Постановление Госсовета под № 191 от 18 октября 2000 года противоречит Конституции РФ, Международным правовым документам, российскому Закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народах РФ» и заключению Института этнографии и антропологии РАН. А сейчас рассмотрим, в чём же выражалась эта пресловутая «специфика Дагестана, этнополитические реалии на демографической и языковой карте республики, имевшее место в течении в XX столетия». По утверждениям известных российских и зарубежных ученых в лице директора Института этнографии и антропологии РАН В. Тишкова, зав. отделения народов Кавказа РАН С. Арутюнова, зав. отд. этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН С. Лугуева и других ученых и правозащитников государственная языковая и национальная политика, особенно в области образования, сложившаяся в советский период, объективно способствовала языковой ассимиляции малочисленных народов СССР. И в первую очередь это касалось бесписьменных народов, поскольку им в качестве родного языка навязывались языки родственных им крупных народов.

В Дагестане это практикуется до сих пор. Хотя это противоречит нормам Международного права, Конституции РФ и РД и российским законам. К сожалению, за нарушения прав и свобод коренных, малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов многие госчиновники до сих пор не привлечены к ответственности.Более того, прикрываясь государственными интересами и политическими мотиваминаши горе-чиновники продолжают творить свои черные дела в отношении коренных, малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана.

Надеемся, что новый глава РД Владимир Абдуалиевич Васильев выполнит свое обещание и вернет Республику Дагестан в правовое поле России.Да будет так. Иншааллагь.

Максуд Гаджиев, гл. редактор газеты «Ашвадо-Ахвахцы»



P.S. Участники Круглого стола приняли Итоговую резолюцию в адрес руководства РФ и РД, где указали конкретные предложения по устранению нарушений прав и свобод, допущенных в отношении коренных малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана:

1. Обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с просьбой об исключении из Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. №82-ФЗ статью 1 п.1 абзац 3, как дискриминирующий конституционные права, а именно статью 26 и ч.3 статьи 68 Конституции Российской Федерации;

2. Обратиться к Главе Республики Дагестан и в Народное Собрание Республики Дагестан с просьбой об отмене Постановления Государственного Совета РД №191 от 18.10.2000 г. «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан», как ущемляющее права и свободы 16 коренных малочисленных народов, проживающих на территории Республики Дагестан;

3. Принять Закон о коренных малочисленных народах Республики Дагестан;

4. Принять Закон о языках народов Республики Дагестан;

5. Включить в федеральный Перечень коренных малочисленных народов России андо-дидойские и другие бесписьменные народы Дагестана; 6. Создать республиканскую целевую Программу по сохранению и развитию дагестанских языков, занесенных в Красную книгу языков народов РФ, как наиболее подверженных угрозе исчезновения, наподобие программам разработанных для финно-угорских и других малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; 7. Вести в школьную программу обязательное изучение своих родных языков в местах компактного проживания андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана;

8. Создать Центр по сохранению и развитию андо-дидойских и других коренных малочисленных бесписьменных народов Дагестана;

9. Разработать письменность для бесписьменных коренных малочисленных народов Дагестана;

10. Издать учебно-методическую литературу для коренных малочисленных бесписьменных народов Дагестана;

11. Всемерно поощрять и поддерживать персональные и коллективные инициативы, исходящие от энтузиастов и общественных организаций, которые заинтересованы в решении проблем коренных малочисленных бесписьменных народов Дагестана.

12. Создать корпункты на дагестанском радио и ТВ для организации теле-радио-передач на языках малочисленных бесписьменных народов Дагестана;

13. Организовать выпуск печатных изданий на языках малочисленных бесписьменных народов Дагестана;

14. Включить в план мероприятий, проводимых под эгидой госучреждений, мероприятия, посвященные истории и культурному наследию андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана; 15. Создать при Правительстве Республики Дагестан комитет по защите прав коренных малочисленных народов Дагестан;

16. При проведении Всероссийской Переписи населения (ВПН) 2020 года изменить форму переписных листов, в которых одни народы указаны в составе других, более крупных, а именно андо-дидойские народы и лезгиноязычные арчинцы в составе аварского народа, а кайтагцев и кубачинцев в составе даргинского народа, как нарушающие статьи 19 и 26 Конституции Российской Федерации.

17. Принять дорожную карту пошагового выполнения всех вышеназванных предложений, адресованных к руководству РД и РФ.

В случае дальнейшего игнорирования законных прав и свобод коренных, малочисленных андо-дидойских и других бесписьменных народов Дагестана отдельные участники круглого стола предложили в лице Руслана Расулова,, Максуда Гаджиева, Хайбуллы Хайбулаева, Муртуза Гасангаджиева, Арсена Абдулаева и других подготовить обращение в Международные правозащитные организации и предпринять ряд акций гражданского не повиновения.

Ниже приводим, какие статьи Конституции РФ нарушает руководство РД ст.

69. Конституции РФ гласит «Российская федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами».

Это означает что, если законы России и Дагестана противоречат Конституции РФ и нормам международного права они должны быть приведены в соответствии с ними. А Постановление Госсовета под № 119 от 18 октября 2000 года противоречит Конституции РФ и Закону «О коренных малочисленных народах РФ».

Ст. 2. Конституции РФ гласит: « Человек, его права и свободы является высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Ст. 26. п. 1. Каждый вправе определить и устанавливать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.

Ст. 26 п.2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Ст. 68 п. 3 РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Закон РФ «О языках народов РФ».

Ст. 3 п. 25 Государство признает равные права всех языков народов РФ на их сохранение и развитие. Все языки народов РФ пользуются поддержкой государства.

Ст. 4 п. 1. Языки народов РФ пользуются защитой государства. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации гарантирует и обеспечивает социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков РФ.

Закон РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Ст. 1. Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствования и промысли,, насчитывающие в РФ до 50 тысяч человек и относящие себя самостоятельным этническим обществам.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1711 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!