Проблема не только языковая

article1234.jpg

Сегодня все вдруг заговорили о проблеме сохранения родных языков.

А ведь, процесс предания забвению национальных языков народов Дагестана был запущен еще при царе и за полтора столетия практически никогда не прекращался.


 

Языковая проблема не новая

Известный дагестанский просветитель, учёный и религиозный деятель начала 20 века Али Каяев писал в издаваемой им газете «Джаридат Дагистан» (Июнь, 1917 г.): «…Польза от национальных языков такая же, как польза от нашей самостоятельности, от нашей культуры. Если мы отринем свой язык и примем чужой, то мы потеряем свою национальность, перестанем быть детьми своих отцов…».

Еще на заре советской власти в дагестанском обществе шла дискуссия  о целесообразности сохранения национальных языков. 

Профессор Н.С. Джидалаев в труде «Национальный вопрос и проблемы народов. Поиски и суждения» (Махачкала 1975 г.) пишет: «Вот, что писал в те годы  Н.Самурский: «Литературы и науки на аварском, даргинском, лакском и кумыкских языках нет и никогда не будет, ибо создавать ее для нескольких тысяч человек нет расчета…».

Единственный путь дальнейшего существования народов Дагестана виделся в приобщении их к какому-либо культурному языку... Таким языком, как известно, виделся русский.

В защиту национальных языков выступил первый нарком просвещения Дагестана Алибек Тахо-Годи, который в 1927 году, выступая на партконференции, заявил: «…Тут высказывались такие соображения, что если мы будем развивать племенную культуру и национальные языки, то получится не дело, а только мука. Дагестанская республика в один несчастный день может оказаться не республикой. То, что плохо склеено, то всегда распадается, но я думаю, что такой распад возможен скорее, если мы будем склеивать не склеиваемое, тогда может произойти взрыв и может лопнуть то, что не хотелось бы, чтобы лопнулось».

 

Статус-кво

В принципе ничего неожиданно законопроект о «родном языке» не предлагал, а всего лишь фиксировал статус-кво, сложившийся в обществе в вопросах изучения и практического применения родных языков.

Не секрет, что неуклонно растет число дагестанцев, не владеющих родным языком. Согласно данным социолингвистического обследования, проведенного в Дагестане, количество городских школьников, совершенно не владеющих родным языком, достигает тридцати процентов. Более 75% старшеклассников признали, что не читают и не пишут на родном языке, и почти все опрошенные не слушают национальные радиопередачи.

Особенно остро эта проблема коснулась представителей переселенных народов. Насильственное переселение с гор на равнину сороковых годов, «кутанизация» горных поселений 50-60-х годов, массовое переселение горцев в города в 90-х – всё это породило целое поколение молодых людей совершенно оторванных от «своих корней». Язык тесно связан с Родиной – территорией традиционного расселения народа. Когда живешь на чужой земле, невольно приоритетными становятся ценности, превалирующие на данной территории, и прежде всего, языковые.

Естественно, главным языком для представителей переселенных народов оказался – русский. Язык, на котором говорят в детском саду, учатся в школе, слышат на улице, в магазине, общественном транспорте, учебных заведениях, трудовых коллективах…

Государственный статус родных языков предполагает, что на этих языках ведется делопроизводство в органах государственной и местной власти. Но, кто из Вас в последние годы читал какой-нибудь нормативный акт органов местного самоуправления изданный на родном языке? Я не видел ни одного акта государственной власти Республики Дагестан, переведенного на государственный аварский язык. Уверен, точно таково положение и с другими государственными языками нашей республики.

 

Другая сторона медали

Однако власти, породив языковую проблему, сами того не подозревая, разбудили от летаргического сна сознание дагестанских народов. Истинные патриоты и передовая интеллигенция очень болезненно восприняли идею кремля о придании второсортного статуса родным языкам.

Незаметно власти обнажили еще и саму проблему непризнанных  народов Дагестана, которые ранее преступным постановлением Госсовета РД №191 от 18.10.2000 г. «О коренных малочисленных народах РД» были разделены на две категории: т.н. «титульных» и остальных – 16 непризнанных народов, приписанные к более крупным народам. Перед угрозой языковой дискриминации, все дагестанские народы оказались в равных условия.

Известно, что андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндинцы, чамалалы, бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, дидойцы и хваршины, арчинцы, кайтагцы и кубачинцы никогда не изучали в школе родные языки. Их детям всегда, в качестве обязательного родного, преподавали язык другого народа. Все усилия представителей этих народов, направленные на защиту родных языков наталкивались на жесткое сопротивление со стороны чиновничества и разных околовластных «национально-патриотических» сил.

На этом фоне странно наблюдать за поведением некоторых представителей  т.н. «титульных» этносов, выступающих против признания 16 коренных малочисленных народов Дагестана и права этих народов на родной язык. Как только кремлевская бюрократия заявила о факультативном преподавании родных языков в школах, они тут же завопили в негодовании. Хотя их можно понять – именно так надо защищать свои сакральные ценности. Но надо иметь в себе мужество признавать и право всех народов на изучение в школах родного языка.

Думаю, теперь, когда «дамоклов меч» насильственной ассимиляции завис и над т.н. «титульными» народами, у них хватит мудрости понять, что после 16 непризнанных народов, наступит очередь их народа.

 

Проблема не только языковая

Тот же Али Каяев писал: «…Разве не видно, что молодежь, закончившая русские школы, перестает уважать горскую культуру и быт, стыдятся на языке отцов разговаривать, почитают русскую мораль! И это произошло за короткий промежуток, а если бы прошло 100, 1000 лет, то мы вообще перестали бы быть дагестанцами, наше имя осталось бы лишь в истории. Государство Николая не от глупости расходовало огромные средства, чтобы привлечь на свою сторону горцев. Так поступают и другие европейские державы. Это делается для возвышения своей нации и поглощения малых народов».

Как известно, язык – последняя «крепость», сдаваемая народом. Вслед за языком народ теряет культуру, традиции, религию...  Народ, незаметно перенимая чужие ценности, становится частью другого народа.

Великий историк, этнолог, археолог и востоковед Л.Н.Гумилев говорил об ассимиляции в современных условиях: «…Вариант ассимиляции чаще всего осуществляется методами не столь кровавыми, сколь обидными. Объекту ассимиляции представлена альтернатива: потерять либо совесть, либо жизнь. Спастись от гибели можно путем отказа от всего дорогого и привычного ради того, чтобы превратиться в человека второго сорта среди победителей. Последние тоже мало выигрывают, так как приобретают соплеменников лицемерных и, как правило, неполноценных, так как контролировать можно только внешние проявления поведения покоренного этноса, а не его настроения».

Поэтому самая главная проблема - это проблема насильственной ассимиляции, когда власти, используя государственную бюрократическую машину, создают  условия для принудительной ассимиляции малых народов..

Общество должно консолидироваться в борьбе за сохранение ВСЕХ народов Дагестана, а не только т.н. «ТИТУЛЬНЫХ». Притом не только языка, но и истории, культуры, традиций, территории исторического расселения.

Потеря (ассимиляция) любого из малочисленных народов – это сигнал, вещающий о скорой гибели другого более крупного этноса. Кто не видит этого, тот – слеп! А когда, усилиями лжепропаганды, более крупные народы вовлечены в процесс принудительной ассимиляции более мелких народов, то такие народы уже обречены на вымирание, так как  по закону Всевышнего тот, кто роет яму другому, сам в неё попадёт!

 

Компрадорская элита в условиях принудительной ассимиляции

Известно, что конкистадоры дарили индейским вождям стеклянные бусы, выменивали их на золото. Через сотни лет, конкистадоры (не те - испанские или португальские, а свои - российские)  также дарят «бусы» нашим вождям – бюрократической «элите»… Взамен «элита» выполняет установки центра… Любые, даже самые абсурдные, направленные против самих себя, своих детей и потомков…

После покорного выражения республиканским парламентом согласия с волей кремля:  «СЧИТАТЬ ОТНЫНЕ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ ВТОРОСОРТНЫМИ!», у меня не осталось ни малейшего сомнения, что они предадут народы Дагестана при первой же возможности.

Не потеря языка, а наличие такого истеблишмента и «молчание» духовенства – вот главные угрозы для дагестанских народов.

Социальный паразитизм и приспособленчество - единственный способ выживания для представителей коренных народов. На лиц и группы населения, не желающих встраиваться в предложенную систему координат, навешиваются ярлыки, приписывая им какие-либо свойства и качества негативного характера.

Конечно, глупо противиться естественной межэтнической консолидации, в результате которой образуются крупные народы. Через это прошли все народы мира. Но, когда власти, применяя старые испытанные средства, создают слой «благомыслящих» и «благонамеренных» к властям граждан, отличительной чертой которых являются подхалимаж, лакейство, желание прислуживаться и, опираясь на этот слой, проводят свою неоколониальную политику – это ни к чему хорошему привести не может. Вся история постсоветского Дагестана – яркое тому свидетельство…

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 88384 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!