Символ Хаджи-Мурата – вечный памятник потомкам

article1101.jpg

 

Магомед Абдулхабиров


Интервью с правнучкой наиба Хаджи-Мурата Москаленко Л.Н.


Мы долго и внимательно рассматривали три больших листа генеалогического древа Хаджи-Мурата. Это было очень увлекательно.

Леонора Николаевна, что Вы могли бы рассказать о себе?

– Я окончила биологический факультет МГУ и работала в Академии наук СССР, занималась наукой, получила степень кандидата биологических наук. С детства знала о своем знаменитом предке, и по моей необычной фамилии – Хаджи-Мурат – в школе, университете и на работе многие знали о моем родстве с легендарным персонажем. Сожалею, что мало расспрашивала маму и родственников о нем и поздно начала собирать материалы о своей родословной. Мама долго хранила четки Хаджи-Мурата и детали конской сбруи с украшениями. Потом она подарила их Литературному музею Л.Н. Толстого, что находится в Москве по ул. Пречистенка…

Бываете ли в Дагестане?

– Мои приезды в Дагестан чаще ограничивались пребыванием в Махачкале в семье Заиры Магомедовны Хизроевой – двоюродной сестры моей мамы со стороны другого ее деда, тоже уроженца Хунзаха Исилава Хизроева. Побывала я в Хунзахе, Тлохе, Гунибе и других местах. В раннем детстве я с мамой около трех лет жила в Дагестане (1935–1938 гг.). Наша семья всегда тесно общалась с семьей праправнучки Хаджи-Мурата – Меседу Гаджиевны Алхасовой. Но более тесными были наши связи с родней со стороны маминого деда Исилава Хизроева, потому что моя мама с трех лет росла в семье дедушки по матери. Мои хунзахские родственники приглашали нас приехать на открытие памятника Толстому и Хаджи-Мурату.

Что осталось за рамками повести Льва Толстого?

– Личность Хаджи-Мурата, его короткая, не простая, но такая яркая жизнь, облик, отношения с Шамилем, поступки дают богатейший материал для написания романов и создания многосерийного фильма с музыкой Ширвани Чалаева. Хаджи-Мурат – настоящий герой. Режиссер Георгий Данелия в соавторстве с Расулом Гамзатовым и Владимиром Огневым писали сценарий фильма, но проект был закрыт. Режиссер Георгий Шенгелая начал снимать фильм, и это дело также прекратили. До сих пор не возвращен череп Хаджи-Мурата. Предполагаю идеологические или коррупционные доводы или и то и другое вперемешку. Иначе понять, как в цивилизованном обществе возможно такое варварство по отношению к памяти Хаджи-Мурата и пренебрежение к прощальной повести Льва Толстого, трудно.

В своей повести Л.Н. Толстой описывает, в основном, последний этап жизни своего героя. А ведь Хаджи-Мурат интересен как незаурядная личность и типаж горца в процессе своего становления и формирования в контексте той исторической эпохи, чтобы понять и ту эпоху, и мотивацию его поступков. Неверно давать оценки исторической личности с современных позиций.

Очень сложными были взаимоотношения Хаджи-Мурата и Шамиля.

– Это две абсолютно разноплановые и плохо совмещаемые личности. Шамиль – государственный деятель с масштабным мышлением, изворотливый политик и деспотичный правитель. Хаджи-Мурат – бесстрашный воин, талантливый полководец, партизан, не способный к интригам и преданный своему делу. Почему же он изменил имаму? Да не изменял он и не предавал никого. Он никогда не участвовал в интригах! Предавали его, загоняя в безвыходное положение. И это в ответ на его безупречную службу. А он был достаточно честолюбив, свободолюбив, да и цену себе знал, чтобы смиряться с несправедливостью и давлением. Вот и приходилось ему искать выход и отчаянно сражаться за свою семью, за свою честь и свободу, не жалея жизни. Он – образец чистого, честного и отважного горца! Многие признавали, что в храбрости и находчивости ему не было равных.

Леонора Николаевна, разлад между ними обострился после Табасаранского похода. Почему этот поход считается неудачным? Почему Хаджиурат должен был понести наказание за это?

– Табасаранский поход был неудачным, потому что поставленная Шамилем задача перетянуть на свою сторону жителей этого района и добиться присоединения их к имамату не могла быть решена так просто, быстро и такими малыми силами – всего 500 человек. Для выполнения этой задачи требовалась не только сила, но и политическая изворотливость. Нужна была длительная, дипломатическая работа. Хаджи-Мурат оказался не на своем месте. Вполне обосновано предположить, что Хаджи-Мурата специально подставили. А коли уж операция провалилась, тут и клеветники, недруги и завистники активизировались. Отсюда и незамедлительная санкция Шамиля об отстранении Хаджи-Мурата от командования. Это была большая ошибка Шамиля, приведшая к гибели Хаджи-Мурата и в скором времени к падению созданного им имамата.

Побег к Воронцову был заранее запланирован или же возник внезапно?

– Если Хаджи-Мурат действительно хотел выступить против Шамиля, он мог это сделать и раньше. Ему князь Аргутинский-Долгоруков предлагал большую военную помощь, и желающих выступить на стороне Хаджи-Мурата нашлось бы немало. Ведь Шамиль не был таким уж желанным во всем Дагестане, ибо он разрушал аулы, беспощадно казнил не подчинявшихся его воле. Много было таких. А авторитет Хаджи-Мурата был огромен. Шамиль ревностно относился к высокому авторитету Хаджи-Мурата в народе. В период междувластия в Хунзахе он в возрасте 22-х лет практически был главой аварского округа! И если бы Хаджи-Мурат действительно имел цель свержение Шамиля, то уж наверняка это стало бы тому известно раньше. Наговоры только подстрекали недоверие Шамиля к Хаджи-Мурату. После отставки Хаджи-Мурат спокойно жил в своем родном Цельмесе и намеревался переехать вместе с семьей на родину жены-чеченки в Гехи. Вот почему на вызов Шамиля приехать на совещание (диван) Хаджи-Мурат спокойно отправился к нему. Было это в 1851 году. Мать и жена просили Хаджи-Мурата не ссориться с Шамилем. Однако в дороге он обнаружил «блокпосты», понял, что его стерегут и заподозрил неладное. Вдобавок получил предупреждение от доверенных лиц, что уже принято решение об его аресте и казни. Ну и что ему оставалось делать? С небольшим сопровождением добровольно ехать к имаму на свою погибель?

Выход из положения был только один – уходить из Дагестана. Куда? Стали ночью искать обходные пути в Чечню, заблудились, вышли на русских и попали в безвыходное положение. Что же делать? Тут Хаджи-Мурат понял, что обратной дороги ему уже нет. И, как всегда в форсмажорных обстоятельствах, он принял отчаянное и единственно правильное решение – перейти к русским и предложить им помощь в борьбе с захватническими планами Шамиля. Но русские также не доверяли Хаджи-Мурату, о чем красноречиво свидетельствуют высказывания различных деятелей того времени, в том числе и Николая I. Подозревали в шпионаже. Тянули с обещаниями и держали в неведении, под контролем. Хаджи-Мурату – человеку немногословному, деятельному, отважному, решительному – оставалось только сидеть сложа руки и молиться. Все были не прочь использовать боевой талант, отвагу и даже ошибки Хаджи-Мурата, но при этом все его боялись. Это страшная, трагическая судьба человека, ставшего заложником своего времени. За свою свободу, за свою отчаянную попытку вызволить из лап Шамиля свою семью он заплатил жизнью.

Правда ли, что Шамиль действительно хотел расправиться с семьей Хаджи-Мурата? И насколько это согласуется с нормами шариата?

– Не только с семьей. Я не знаю, насколько это согласуется с нормами шариата. А вот по-человечески могу сказать, что вся эта история не делает чести Шамилю. По указанию Шамиля наиб Даниэль-Султан Иллисуйский разграбил и сжег дом Хаджи-Мурата в Хунзахе, устроив на пепелище гнусную оргию. По указанию Шамиля ни в чем не повинную престарелую мать Хаджи-Мурата Залму, его беременную жену Сану, накануне родов, и малолетних детей наиба привезли в Харахи и заточили в сырую и темную яму. Старший сын Хаджи-Мурата от первой жены (грузинки Дарижи) 12-летний Гулла отчаянно сопротивлялся и бросился с кинжалом на сатрапов Даниэль-Султана, но его схватили, скрутили, избили и тоже бросили в яму. Было холодно и голодно. Там, в яме, в ужасной грязи, на глазах у детей Сану родила мальчика, которого нарекли по желанию отца его именем – Хаджи-Мурат. Тот был уверен, что родится мальчик, и хотел видеть в нем свое продолжение. Даже после рождения ребенка не освободил Шамиль семью Хаджи-Мурата из ямы. Это чудовищно.

– Леонора Николаевна, хотел ли Шамиль уничтожить всю семью Хаджи-Мурата?

– Документально это неизвестно, но в легендах и рассказах такая версия постоянно присутствует. После гибели Хаджи-Мурата уважаемый всеми богослов (алим) из Тлоха Дибирмагомед (его еще называли Дибирчо-Дибиром), советник и сподвижник Шамиля, упросил имама отдать ему, вдовцу, Сану с детьми. И он женился на ней. Выбора у Сану не было. Она со своими детьми (Абдул-Кадыром, Хаджи-Муратом, Баху, Семисхан, Бахтике и Кахилай) поселилась в Тлохе. У Дибирмагомеда тоже было двое детей. Через семь лет Сану овдовела вторично. После падения Шамиля Дибирмагомед был сослан в Калугу, но по дороге, в Астрахани, умер. Сану осталась в Тлохе. Много пришлось пережить крепкой и сильной духом подруге Хаджи-Мурата. Было очень тяжко растить детей. Умерла она в 1891 году и похоронена на тлохском кладбище.

Гулла с бабушкой Залму сразу после освобождения из плена перебрались в Хунзах, жили в развалинах. Люди украдкой помогали им. Гулла был очень похож на отца, и когда художник Е.Е. Лансере был в Дагестане, то свой портрет Хаджи-Мурата в 1912 году он писал с него. Гулла неоднократно посещал могилу отца. Заброшенную и засыпанную кое-как яму привел в порядок, поставил плиту. Эта первая плита хранится в Историческом музее Азербайджана.

Абдул-Кадыр дослужился в царской армии до чина полковника, жил во Владикавказе. Хаджи-Мурат младший служил в кавалерии, участвовал в покорении Средней Азии, состоял в царском конвое, был назначен наибом в Тлохе, где его знали и уважали. Умер в возрасте 56 лет в 1908 году.

А как были убиты несовершеннолетние сыновья аварского хана – молочные братья Хаджи-Мурата?

– Ханских сыновей, Нуцал-хана и Умма-хана, вероломно убил имам Гамзат-бек. За это его самого в скором времени убил брат Хаджи-Мурата, Осман, и не без участия Хаджи-Мурата. Это была кровная месть. Младшего же сына ханши Паху-бике, совсем еще мальчика Булач-хана, не убили в прямом смысле слова. Учтя желание нового имама Шамиля, спровоцировали его гибель, заманив не умеющего плавать купаться в бурной реке Койсу. Таково предание.

Кто были реальными врагами и друзьями Хаджи-Мурата?

– Друзей и соратников у Хаджи-Мурата было достаточно много, и с предательством, к сожалению, он сталкивался не раз. Главными его врагами были приближенные к Шамилю наибы: Даниэль-Султан и Ахмед-хан Мехтулинский. Самыми преданными оказались Дибирмагомед, спасший семью Хаджи-Мурата, и те трое или четверо (версии расходятся), что погибли вместе с ним в Азербайджане. Одним из них был беззаветно любивший его племянник Эльдар.

Леонора Николаевна, а как сложилась судьба дочерей Хаджи-Мурата?

– О них сведений мало. Баху выдали замуж за переводчика при генерал-губернаторе Дагестанской области. У Семисхан было пятеро сыновей и одна дочь. Бахтике убили собственные братья, которым сплетники доложили, что по пути за водой она разговаривала с русским инженером. А Кахилай была отчаянной чеченкой, хорошей наездницей, участвовала в боевых стычках с казаками. Когда убили ее родственника Сафара Дудаева – командира красноармейского отряда, Кахилай схватила оружие, накинула бурку, вскочила на коня и помчалась искать убийцу. Нашла и вызвала на дуэль. На той дуэли она победила. Вышла замуж, родила двух сыновей. Переехала в Тлох, где ее любили. И в возрасте 70 лет упала с лошади. Брат Гулла похоронил ее в Хунзахе. Разве это не сюжеты для Голливуда или Мосфильма?

Обо всех ли потомках Хаджи-Мурата удалось собрать сведения?

– К сожалению, нет. Внуков и внучек у Хаджи-Мурата было 21 человек. Сейчас на свете живет уже седьмое поколение. Казанбий (сын Гуллы) был партизаном, председателем сельского совета в Хунзахе, Бадави (Бадай) – старший сын Гуллы, участвовал в русско-японской войне 1904–1905 годов, награжден двумя Георгиевскими крестами, вернулся прапорщиком. Служил в Красной Армии, участвовал в подавлении мятежей, возглавляемых противниками советской власти Гусинским и Алихановым. Избирался председателем сельского совета в Хунзахе. Внук Хаджи-Мурата, художник Имангазали, спроектировал театр в Темир-Хан-Шуре. Другой внук Хаджи-Мурата, Шапи, прошел всю Отечественную войну и дошел до Берлина. Сейчас я готовлю книгу о родословии своей семьи, где отдельный большой раздел посвятила Дагестану, Хаджи-Мурату и его потомкам. Буду рада любой информации по электронному адресу (lalagena@mail.ru).

Ваша ветвь восходит к Умму-хаир третьей дочери Хаджи-Мурата младшего и внучки Хаджи-Мурата, наиба Шамиля?

– Да. Е.Е. Лансере сделал зарисовку «Внучка Хаджи-Мурата», когда та еще была девочкой. Тогда известный художник работал в Дагестане над серией иллюстраций для повести Толстого «Хаджи-Мурат». Благодаря настойчивости дяди, Магомед-Мирзы Хизроева, Умма переехала в Россию. Дядя работал на строительстве элеваторов в Саратовской области и взял Умму с собой. Там она жила в Саратове в семье начальника строительства Ф.Х. Платонова (друга дяди Магомед-Мирзы) и училась в гимназии. Позже поступила на медицинский факультет Московского университета, участвовала в становлении Медицинского института в Дагестане. С началом репрессий в Дагестане, где она выступила в защиту наркома здравоохранения Дагестана М.Г. Кумаритова, вынуждена была уехать в Москву. Здесь она работала диспансерным врачом в поликлинике Минздрава СССР вплоть до ухода на пенсию. Во время войны руководила отделением в военном эвакогоспитале. Выйти замуж за русского, Н.П. Белова (они познакомились в студенческие годы), – это был поступок! Далеко не все родственники отнеслись к этому благожелательно. Так я и родилась.

У нас в семье есть дочь Ксения (сейчас она живет в Англии и преподает английский язык мигрантам) и сын Никита (довольно известный архитектор, сейчас преподает в Архитектурном институте). У нас внук – Михаил, внучки – Мария и Лидия, а также замечательные правнучки – Мираслава, Дарья, Кира и Индира.

Почему же Толстой взялся за повесть о Хаджи-Мурате, а не о Шамиле?

– Думаю, потому что Хаджи-Мурат – личность более яркая и по-человечески более привлекательная, чем Шамиль. Это непокорная, свободолюбивая, гордая и отчаянно смелая личность. Вспомните, что написано Толстым в начале повести. Это идеальный образ настоящего горца. Лев Николаевич всегда был противником деспотизма и глумления над человеческим достоинством. Л.Н. Толстой был поборником свободы человека!

Обращались ли Вы сами или другие потомки к властям России по поводу возвращения черепа национального героя на его родину?

– По поводу «долгоиграющей» истории с черепом Хаджи-Мурата лично я к властям не обращалась. Это делали неоднократно более компетентные люди. Вы тоже обращались к Президенту РФ В.В. Путину по этому поводу и получили формальный ответ из Минкультуры РФ о том, что этот экспонат является музейным. Странный и даже страшный ответ: национальный герой – просто музейный экспонат в виде заброшенного в хранилище черепа. С огромным уважением отношусь к Рудольфу Николаевичу Иванову, который вот уже несколько лет будоражит общественность по этому поводу. О причинах, почему не решают проблему, можно только предполагать. Проволочки, отписки, затяжки свидетельствуют о том, что кому-то надо, чтобы так было. Если это «надо» идет сверху, то, возможно, боятся спровоцировать межнациональные конфликты. Хаджи-Мурат – личность не однозначная. И на Кавказе к нему не однозначное отношение.

Если власть прозреет (надеюсь), то где, по Вашему мнению, и мнению других потомков, должны быть захоронены останки героя Кавказской войны Хаджи-Мурата Хунзахского?

– Могила национального героя Дагестана находится в Азербайджане, и, благодаря правительству республики, она была исследована, ухожена и посещаема. Спасибо и благодарность руководству и народу Азербайджана! И Дагестан тоже хочет иметь место, где может почтить своего героя-земляка. Ситуация получается не простая и может, как я уже сказала, вызвать межнациональные противоречия, что власти не может не беспокоить. Если же «надо» (череп не отдавать) идет от каких-то определенных лиц, то это уже пахнет криминалом. Кто-то хочет прибрать реликвию в свои руки и использовать в своих корыстных целях. Мне бы хотелось, чтобы прах моего предка воссоединили с головой и перезахоронили в Хунзахе, где он родился и стал тем, кем стал. А в Азербайджане на месте гибели Хаджи-Мурата надо оставить мемориал в том виде, как он существует, только изменить надпись на плите: «Здесь погиб и был…и т.д….». И это было бы справедливо и по-божески.

Если бы у Вас была возможность обнять предка, о чем бы Вы его попросили?

– О, если бы могла встретиться с предком, я бы обняла его и о многом, многом расспросила!

А если бы представилась возможность побеседовать с самим Л.Н. Толстым, что бы Вы ему сказали и о чем попросили?

– Я бы поблагодарила его за то, что так гениально и так завораживающе обессмертил образ нашего предка. И попросила бы его написать еще и роман обо всей линии жизни Хаджи-Мурата на фоне исторических и обыденных событий того времени с его героями и злодеями. Уж он-то с этим справился бы блестяще.

Ваши пожелания азербайджанцам, русским, дагестанцам, чеченцам – всем, кто чтит память о Хаджи-Мурате.

– Мира, согласия и добра всем! Когда есть общие герои, уходят противоречия и вражда.

 

 

Беседовал Магомед  Абдулхабиров

 

Рейтинг: -1 Голосов: 1 563 просмотра
Руслан Руслан # 29 июня 2017 в 23:55 +1
Ассаламу Алайкум ....Здравствуйте все кто читал эту статью, очень хотелось бы никого не задеть, ведь слова режет острее чем нож,но высказывать свое мнение, иметь свое мнение это очень достойно, но при этом оскорблять других, поступок не достойный. Очень прощу прежде чем осуждать других,давать им оценку ,подумайте, насколько вы компетентны , может не стоит пытаться давать оценку всему тому что вы слышали, вознося одного ,своего героя , пытаться унизить другого ,как это понять ? Надеюсь что поняли о чем я пишу,я не хочу быть похожими на тех кто поступил не справедливо , переубеждать, имя Имам Шамиль не нуждается в таком защитнике как я.Он оставил огромный след в истории, и не любят имама только люди ...... я не знаю как их называть ...наверное Шамиляфобии
Яндекс.Метрика