Три сестры Кавказа

article1266.jpg

       Когда прихожу в учреждения или в горные сёла северо- кавказских республик, то женщины любого возраста встают, проявляя ко мне уважение, даже лично не зная меня. Меня это восхищало и продолжает восхищать! Пока женщина встаёт перед мужчиной, народ не потерян, ибо этот народ помнит свои, а не привнесённые традиции, и сохраняет их. 

     И пока мужчины способны ценить и возвышать своих женщин, то они есть достойные отцы, сыновья, братья, мужья,  воины, защитники и строители Отчизны, которым можно и нужно доверять. 


     

Сегодня у меня счастливый День, ибо я встретил вместе трёх Великих и Замечательных женщин Кавказа: Сулиета КУСОВА, Марьям ВАХИДОВА и Миясат МУСЛИМОВА. Разные национальности, разные судьбы, разные дороги, но они в моем понимании - Вершины Света и Святости, Одарённости и Гражданственности, Интеллекта и Интеллектуальности, Красоты и Отзывчивости, Духа и Отваги Кавказа! Они едины в понимании Долга и Чести кавказцами и россиянами вчера, сегодня и завтра. Я попросил их ответить на одни и те же вопросы. После диалога ещё сильнее полюбил их, умных, красивых и по духу родных мне сестёр высокого благородия!

 

На мои вопросы отвечает Марьям Вахидова.


    Мариям Вахидова - публицист, исследователь, автор обстоятельных книг по творчеству М. Лермонтова и Л. Толстого, трехтомника о герое Российской империи генерал-майоре А.Н. Чеченском. Автор многочисленных научных, публицистических, литературоведческих и критических статей. Член редакционного совета Антологии «М.Ю. Лермонтов в XXIвеке» (Пятигорск, ПГЛУ),

Гранд доктор  философии в области искусства и культуры и Гранд доктор в области журналистики и литературы сети Оксфордских университетов, почётный член Академии Художеств Таджикистана, общественный деятель, чеченка.

 Награждена медалью Достоевского «За Красоту. Гуманизм. Справедливость» и орденом «Честь и Мужество».


    Уважаемая Марьям! Что Вас сегодня радует на Кавказе и что огорчает?

- Кавказ сегодня проходит очередное испытание, и как ни в какое другое время, находится под прессом всех тех, кто хочет внушить всем, что это никакая не особая культура, цивилизация, а вечная головная боль России. Поэтому в центральных изданиях на карте России Чечню, например, дорисовывают отдельно, ассоциируя ее у россиян с аппендицитом, который можно и нужно отсечь. Нужно ли объяснять, какая будет политика Центра по отношению к Чечне, если карта эта вынесена на обложку книги кремлевских политологов? Это не может ни радовать, ни внушать оптимизм... Огорчает то, что молодежь наша, не задумываясь над своими тысячелетними духовными, нравственными и гуманистическими корнями,  с удовольствием и сама изменилась. Одним Европа внушает, что главное не семейные ценности, а ты сам, прихоти и эгоизм. На этих европейских Кончит (бородатых женщин) невозможно смотреть, но они считают, что Коран им не запрещает оголяться. Оказывается, об их ногах должно было быть прописано в Священном писании!  

      Другим арабские гастролеры внушают, что обычаи предков противоречат Исламу, что нужно быть мусульманином, для чего достаточно  отпустить бороду, закатать брюки выше лодыжек, снять носки и ходить в открытой обуви (в сланцах) на работу. Тюбетейки неазиатского покроя кавказцы носили под папахой, которую публично не снимали. Гордый, красивый, изысканно одевавшийся, ухаживавший за своим лицом кавказец исчезает или уже почти исчез с улиц кавказских городов и районов. А то, что мы видим, не может не вызывать разочарование.

Наверное, Вы хотели услышать о каких-то глобальных проблемах, но для меня важнее такие «мелочи», которые демонстрируют нравственное падение и  моральные деформации. Даже легкая щетина на лице молодого человека в семьях северо-кавказских народов была бестактной пока ЖИВЫ отец, дядя, страрший брат.За лицом взрослеющего сына следила мама и вовремя напоминала ему о необходимости удалить признаки перехода в юношеский возраст. В противном случае ты терял Эхь (Стыд) и Озьдангалла (Благородство). Сегодня отсутствие Стыда молодежью возведено в достоинство, они могут перед тобой даже поглаживать свои длинные неухоженные заросли.

Но я не сомневаюсь, что  Северный Кавказ выстоит и перед этим нашествием и глумлением над своей памятью и над своим достоинством. Приведу два примера, чтобы заразить Вас оптимизмом.

Года три назад в Пятигорске мы с коллегами из ПГЛУ и гостьей из МГУ обедали в ресторане. Рядом в кабине обедали армяне, которые в этот день отмечали свой национальный День памяти. И вдруг до нас стали долетать такие нецензурные слова, что нельзя было не среагировать, и я подала голос из-за нашего стола: «Дорогие братья, я понимаю, что мы в России, но кто сказал, что нужно забыть, что мы кавказцы!?» Мужчины притихли и тут же стали горячо и громко извиняться, не выходя из своей кабины. Отобедав, они должны были пройти мимо нас к выходу, и каждый из них, прикладывая руку к груди, искренне просил еще раз прощения. Гостья наша (молодая русская женщина) была очень удивлена и моим замечанием, и реакцией армян. Но я не сомневалась, что братья армяне меня поймут правильно и устыдятся некавказским поведением.

Где-то через год, с очень известными в Москве людьми, я со своими дочками ужинала в ресторане Ясной Поляны. Пока мы ждали заказ, за соседним столом подвыпившие молодые люди, поглядывая на нас – нерусских - все громче и громче демонстративно разговаривали отборным русским матом! Конечно, никто в зале не посмел им сделать замечание, а те, с кем мы пришли, густо краснея, опасались моей реакции.

Пока существует между нами эта разница, мы были и остаемся кавказцами – людьми высокой культуры и нравственных законов.


   3. Часто слышу суждение о том, что Россия кормит Кавказ. Степень правды этого оскорбительного тезиса?

- России не надо будет кормить Кавказ, Якутию, Ханты-Мансийск и другие национальные территории, если каждая Республика, Край и Область будут распоряжаться сами своими недрами. Нельзя молча вывозить нефть, алмазы, меха и др. богатства, принадлежащие этим народам, и громко, торжественно  возвращать ложку манной каши! Какие сегодня в нефтяной Чечне работают заводы? Их нет! Кто обогащается на нашей нефти? Большой секрет. Но не секрет, что чеченцам от этой Божьей благодати достаются самые страшные болезни! Посмотрите, кто сегодня лечится в Ростове, Астрахани, Москве, Петербурге и других клиниках страны и Европы. – Чеченцы! Статистику, наверное, несложно проследить.

Не надо нас кормить, просто верните наш котел, а ложку мы сами поднесем ко рту.      


   4. Знают ли россияне Кавказ и знают ли кавказцы Россию?

- Россияне о Кавказе не знают ничего или имеют самые примитивные представления. Даже те из ученых, кому в силу своей профессии, просто необходимо знать, что такое Кавказ. Политики также не ведают настоящей ситуации на Кавказе. И, главное, чем меньше они знают о кавказцах, тем яростнее их выступления против Кавказа и кавказцев. Кавказцами пугают. Это безнравственно.  Радует, что сегодня русские туристы наводняют Чечню. Надеюсь, они увидят не только красивые достопримечательности, но присмотрятся к чеченцам... Одна москвичка, побывав в Грозном под Новый год, была приятно удивлена: «Оказывается, ваши мужчины и здесь ходят вразвалочку, а мы думаем, что это они перед нами демонстрируют свою гордость!»

К сожалению, людей пугает даже походка, если перед ними кавказец, а это просто походка спортсмена – особенно тех, кто занимается борьбой, а борьбой на Кавказе занимаются, чуть ли не с колыбели. Никого почему-то не пугает походка матроса или День ВДВ, когда элитные российские войска в пьяном угаре  празднуют свой профессиональный день, как уличная братва.

Кавказцы Россию знают, любят жить в России, работать, учиться и даже вступают в межнациональные браки. У кавказцев нет предубеждения против России, россиян, в том  числе и русских; мы  не тратим свою жизнь на ненависть, в нас нет зависти к благополучию россиян. Во времена Лужкова москвичи потребовали, чтобы кавказцев выслали из столицы и услышали в ответ, что, если кавказцы выведут свои деньги из столичных банков, бюджет Москвы затрещит по швам. Никто ведь не объясняет россиянам, из чего складывается бюджет их городов и страны, но все видят, что кавказцы «захватили» все рынки в мегаполисах России. А, ведь, не дозволено сегодня ни одному кавказцу быть министром российской федерации. Не доросли?   


   5. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов. Лев Толстой, Евгений Лансере, Архип Куинджи, Иван Айвазовский  и многие другие титаны прошлого воспевали Кавказ. Кто из современных поэтов, писателей, художников, музыкантов интересуется Кавказом?

- Конечно, это Григорий Вихров, московский поэт, написавший цикл стихотворений «Кавказские утренники». Он как раз вписывается в названный Вами ряд. Кстати, во время своей встречи с  дагестанцами в Махачкале, он признался в аудитории, что именно здесь, на Северном Кавказе, он услышал чистый русский язык, который давно забыт в России!

Но, к сожалению, поток негативной литературы, по которой даже фильмы снимаются антикавказские (особенно античеченские), формирует у россиян негативный образ кавказца. Нужно ли с этим бороться? Нет, конечно. Нужно просто проводить совместные мероприятия, встречи, праздники, изучать друг друга не с озлобленных, оскорбляющих, примитивных антироссийских телевизионных передач, а во время таких встреч. Когда впервые большая делегация ученых из ПГЛУ приехала в Махачкалу на научную конференцию по литературе, один из гостей, профессор, признался: «Мы пишем свои статьи так, как будто той стороны нет!» Только приехав лично на встречу с коллегами из Дагестана, он открыл для себя столько интересных людей, занимающихся с ним одним делом и на таком высоком уровне, что у него вырвалось это невольное признание! Выходит, нужно искать и находить эти точки сближения, обмениваться студентами, курировать кавказские темы в российских вузах, российских театрах, российских издательствах и т.д.     


   6. В России почти не знают современных кавказских писателей, поэтов, художников и учёных. Кого бы Вы рекомендовали самим кавказцам и россиянам из когорты  современных интеллектуалов Северного Кавказа? 

- Судя по отношению в России к Григорию Вихрову, россияне не знают и русских поэтов. А те, кто его знает, те его просто не понимают. А перед нами не рядовой поэт, а талантище! А какого ученого и великого Человека потеряла Россия в лице профессора МГУ Недзвецкого Валентина Александровича! А кому, например, принадлежит Казбек Камилович Султанов? Кумык по национальности, дагестанец, но крупнейший ученый, живущий и работающий в Москве? А знаменитый врач Лео Бокерия разве не кавказец? А Вы сами в Московской клинике лечите разве дагестанцев и в легендарном РУДН учите только дагестанских студентов?

Когда в 2010 году профессор Недзвецкий организовал конференцию «Русская литература и Северный Кавказ», по его настоятельной просьбе, мы большой делегацией северокавказских ученых приехали в МГУ. Для московских ученых было большим открытием, как они признавались, насколько глубоко и основательно выступали именно кавказские ученые! И чем, Вы думаете, все это закончилось? Сборник конференции так и не появился, потому что на фоне выступлений кавказских ученых, их ученые выглядели довольно бледно. Профессор Коровин, настолько вольно трактовал поэму «Тазит» Пушкина, что мне пришлось тут же выйти к трибуне и дать понять ученому, что к научной конференции нужно готовиться, особенно, когда ты по кавказскому творчеству русских поэтов собираешься выступать перед кавказцами. Тогда не придется говорить глупости, над которыми посмеется любой школьник на Кавказе. Все усилия Валентина Александровича довести дело до конца и опубликовать сборник конференции, который в кратчайший срок был подготовлен профессором Султановым, закончились ничем, т.к. последнее слово оставалось за деканом филфака. «Средств нет!», - отвечала декан Ремнева, хотя речь шла о смехотворной сумме - 10 тысячах рублей!    


    9.  На  фоне наведения «конституционного  порядка» в Дагестане не является издевательством над здравомыслием то, что уже более двух лет гигантская армия правоохранителей Дагестана и России не могут найти убийц двух пастухов-юношей - братьев Гасангусейновых? Это же позорище! Неужели нужно будет отцу убитых сыновей дойти до Евросуда?

- До Евросуда я бы не стала доводить, потому что России Европа не предъявит обвинение. Моська может лаять на слона, но не более. Кровавые события в Чечне это наглядно показали. Да, они разбирают дела, и даже выносят приговоры, но этим все и заканчивается. Что касается несчастных родителей, то, к сожалению, наказания убийц они не дождутся. Практика в Чечне это показала. Когда на БэТээРах федералы приезжали во двор, забирали мужчин и те пропадали бесследно, то родственники, в поисках справедливости, показывали номера этих бронемашин, называли части, откуда они приехали, но их тоже «не могли найти». Мои соболезнования несчастным родителям.

Когда Михаил Лермонтов пожил среди нас, кавказцев, мусульман, он вынес для себя такую мудрость: «Судьбе, как турок, иль татарин, /За все я ровно благодарен. /У Бога счастья не прошу, /И молча зло переношу».

От Высшего суда еще никто не ушел и не уйдет.     


  10. С приходом Владимира Васильева появилась надежда на прекращение глумление над государственными символами Дагестана. Дважды написал ему об антиконституционном преступления Абдулатипова – Шихсаидова - Заремы Бутаевой и депутатов НС РД по отмене музыкального гимна Дагестана выдающегося композитора  современности Ширвани Чалаева. Меня печалит молчание Вл. Васильева по поводу такого принципиального вопроса. Ваше мнение по поводу восстановления законности в этом вопросе? 

- Конечно, это решать дагестанцам, но, лично зная Ширвани Чалаева подчеркну, что он – гордость и украшение не только Дагестана, но всего Кавказа! На мой взгляд, Ширвани Чалаев и его музыка принадлежат совсем другому Дагестану – процветающему, свободному от коррупции, думающему о молодом поколении… Его музыка – это орлиный полет, она не может каждое утро благословлять схватку коршунов и стервятников, раздирающих сегодня Дагестан. Это музыка будущего! Это музыка величавых  вершин и непокорного духа!

В советское время я не могла сидя слушать гимн страны. Даже если была одна дома, и меня никто не видел, как только по радио разносились первые звуки, я вскакивала и вытягивалась в струнку. Однажды, ко мне в гости пришли мои ученицы, мы сидели за столом, и вдруг по телевизору зазвучал гимн. Извинившись перед гостями, я хотела встать, но это были мои ученицы, поэтому встали мы одновременно. В это время дверь широко распахнулась, - мой брат хотел убедиться, что я не изменила своим принципам. Картина, которую он увидел, его так впечатлила, что он молча удалился. С тех пор он другими глазами смотрел на меня и больше не насмехался над моей идейностью. Для меня гимн был больше, чем музыка, песня. Я хребтом чувствовала за собой великую страну, которой гордилась   Советский Союз, при всей критике обрушившейся на него в 90-е, был все же великой державой, а я была и осталась советским человеком. Сегодня звучит в России та же музыка, но тех чувств уже нет, поэтому спина не выпрямляется и дух не парит, когда слышишь знакомые звуки. Думаю, и дагестанцы чувствуют, что гимн Ширвани Чалаева не должен звучать в кабинетах чиновников и на их мероприятиях, пока не произойдет полное обновление, очищение, покаяние… 



  11. Что бы Вы сказали сегодня, обращаясь к юношам и девушкам Кавказа ? 

- Сказала бы: «Оставайтесь кавказцами!» Нет более чести, доблести для юношей и девушек, чем быть кавказцами! Чужие ценности (турко-арабско-азиатские) не для нас. И в Европе многое тоже неприятно удивляет. Наши предки сохранили наши обычаи до дня сегодняшнего, и кто мы такие, чтобы не сохранить их и не нести дальше? Кто мы такие, чтобы менять облик Кавказа, который был, будет и остается Кавказом – не Востоком, не Азией, не Европой, а Кавказом! Это особая цивилизация, которую нужно сохранить, не оглядываясь на модные течения, которые легко укладываются только в пустые головы. Наполняйте свои головы знаниями, тогда хозяином своей головы будете вы сами, а не сторонние люди.  

«Не нам, не нам, Господи, но хоть детям нашим!» - писал в феврале 1821 года из Петербурга Александр Тургенев князю Петру Вяземскому. Но ушло поколение этих отцов и их детей, и даже внуки их не дожили до светлых дней обновленной России.  

«Так же трудно поработить чеченцев и других народов того края, как сгладить Кавказ. Это дело исполнится не штыками, но временем и просвещением, которого и у нас не избыточно. При падении листов сделают еще экспедицию, повалят несколько народа, разобьют толпу неустроенных врагов, заложат какую-нибудь крепостницу и возвратятся восвояси, чтобы опять снова ожидать осени. Этот ход дела может принести Ермолову большие личные выгоды, а России никаких», - писал Александру Раевскому в  октябре 1820 года генерал-майор М. Орлов, принимавший в 1814 году капитуляцию Парижа.  

Генералы российской армии и сейчас получили «большие личные выгоды», а «Россия – никаких»! Так зачем нам продолжать убивать друг друга и умирать за чужие «личные выгоды»?

Лично я мечтаю увидеть в России русских самыми благополучными и богатыми, отцами больших семейств, живущими во дворцах и отдыхающими на лучших курортах мира! Я хочу, чтобы русскому человеку было чем дорожить, что терять и ради кого жить! Тогда и мы ложились бы спокойно спать, не прислушиваясь к гулу самолетов, возвращающихся на базу в Ханкалу...


   Спасибо Вам за ответы. Пусть благосклонной будет к Вам судьба! И до новых встреч! 


    Беседовал доктор Магомед Абдулхабиров 89035773525

             11 ноября 2018 года. abdulkhabirov@ yandex. ru 



Рейтинг: 0 Голосов: 0 586 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!