Солнечно-лунные обсерватории народов Дагестана

7 августа 2013 - Магомед Ахмеднабиев
article99.jpg

«..возраст Дагестанских Солнечных часов превышает 14 тыс. лет, а календарей более 60 тыс. лет. Пока они оказались самыми древними среди известных во всем мире Солнечных часов и совершенных календарей, устройств по расчету затмений светил» (Исрапилов М.И.)

Археологи выделили три древнейших очага возникновения земледелия и скотоводства; это юг Средней Азии, северо-западное Причерноморье и Кавказ. Горный Дагестан сейчас представляется единственной горной областью на территории России и бывшего СССР, где удается проследить процесс возникновения производящего хозяйства и становления древнейшей земледельческой культуры Кавказа на надежной источниковой базе.

 

Книги М.И. Исрапилова 1990 гг. «Солнечные календари Кегерского нагорья», «От Кегера до Стоунхеджа», а также его последняя книга «Наскальные рисунки Дагестана и изменения полюсов и наклона оси Земли в голоцене» (Махачкала, 2003), раскрывают тайны древнейших в мире дагестанских памятников доисторической астрономии, которые тесно связаны с производственной культурой человека. Начало накопления этих знаний восходят примерно к 12-13  тысяч лет назад, к началу и середине голоцена, когда имели место катастрофические климатические изменения на Земле. Причины этих геологических катастроф и их геофизических последствий по данным науки - глобальное извержение вулканов, падение огромного метеорита, захват землей спутника Луны. 

Географические и геофизические данные подтверждают имевшуюся  катастрофу. Возраст символьных обсерваторий Дагестана приходится также к этому периоду. Исследование их показало, что в период между их созданиями произошло резкое увеличение угла наклона оси Земли к нормали эклиптики.

Тысячелетия использовались человечеством древнейшие Солнечные и Лунно-Солнечные астрономические обсерватории и календари, ориентируясь на которые наши предки определяли сезоны сельскохозяйственных работ. Большинство из них в связи с потерей, по разным причинам, своих значений были забыты, остальные уже использовались как святые места для молитвенных языческих процедур вызывания дождя, дарования урожайности полям, скота, рождения детей, исцеления от болезней. Такие места использовались до наших дней. 

В Дагестане нашими учеными обнаружены и обследованы обсерватории- Лучекские, Каринские, Ругуджинские, Согратлинские, Кегерские, Хулинкие, Лобко-Махинские, Трисанчинские, Чиркатинские, Буйнакские, Бугленские, Кумторкалинские, Сигитминские, Восточно и Западноэкибулакские, Унтинские, Куппинские, Ленинкентские, Уйташские, Хуштадинские, Табасаранские, Варайские, Темирчинские, Верхнечирюртовские, Восточно и Западнокапчугайские, Чумаульские. 

Астрономическая интерпретация и исследование календарей и наскальных рисунков и символов, позволяют рассеять сомнение, относительно того, что земледельцы Дагестана еще в глубокой древности, более 11-12 тыс. лет назад обладали определенной суммой научных знаний, имели совершенные астрономические обсерватории и календари. Типы их были Солнечные, Лунные, Лунно- Солнечные, символьные, гномоновые, менгирные обсерватории и календари. 

В августе сентябре 2003г. по инициативе культурного общества «Карата» с привлечением доктора исторических наук заведующего отделом Кавказа Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Карпова Юрия Юрьевича была проведена трехнедельная экспедиция в Ботлихский и Ахвахский районы Дагестана. В ходе экспедиции группа, собирая исторический и этнографический материал посетила этнотерриторию ботлихцев, каратинцев, ахвахцев, багвалинцев. Было уделено внимание и культовым местам этих народов. 

Культовая вершина «ЦIагъуна» до нас никто не обследовал, здесь нами было обнаружено две менгирные обсерватории одна в виде круга диаметром примерно 120 метров, вторая в виде треугольника со сторонами примерно 40 метров. Аналогичные обсерватории имеются также и на других вершинах отрогов Богосского хребта, которые после потери ими функциональных значений с 1500 годов до нашей эры стали приобретать значение культовых вершин. 

Ботлихские и Каратинские обсерватории, по оценке известного дагестанского ученого М.И. Исрапилова, являются единственными в горном Дагестане менгирными обсерваториями, т.к. аналогичные  обсерватории у нас были обнаружены только в предгорье в Табасаранском районе. 

Такие календари, по его мнению, были не только точны и позволяли соблюдать оптимальные сроки проведения сельхозопераций в земледелии и домашнем выращивании животных в древнем мире. Не менее важным для древних жителей представлялось то, что при этом сроки…операций, охоты, сбора дикорастущих трав, сева, сбора урожая и т.п., указывались не простыми смертными, ...а самими Богами, на роль которых в древнем мире первыми кандидатами были Луна и Солнце. 

Выводы ученого В.Г. Котовича: «На протяжении, по крайней мере, семи последовательно сменяющих друг друга тысячелетий коренное население вело оседлый образ жизни, основу которого составляли земледелие и скотоводство» приходится корректировать в сторону увеличения. Сельские «вольные общества» - джамааты в Дагестане, по данным профессора М.И. Исрапилова, сформировались еще в начале голоцена, возможно и ранее. 

Климат Земли в период голоцена - «климатического оптимума» был жарким и влажным. Сев яровых в Дагестане начинали уже в первой декаде февраля, а сбор озимых начинался 5-10 мая. Полевой сезон был длиннее современного на полтора месяца, световой день летнего солнцестояния был длиннее современного на 2 часа, а зимнего солнцеворота настолько же короче. 

Андийские народы на своей этнотерритории сформировались, как минимум в голоцене, подтверждением чего служат имеющийся здесь комплекс террасных полей и одни из древнейших на территории Дагестана Ботлихские и Каратинские Солнечные и Лунно-Солнечные обсерватории, календари, часы. 

Успех в поисках древних обсерваторий в долине Андийского Койсу пришел на долю энтузиастов краеведов Андалова Абакара, Гасангаджиева Муртуза и других моих кунаков ботлихцев, которые в окрестностях селений Ботлих и Карата на культовых вершинах «ЦIагъуна»,  «Берекъа» и «Гьарч1а-беса» нашли древние каменные мегалитические сооружения - Солнечные и Лунные обсерватории. Такие обсерватории требуют большого труда и притом коллективного для возведения, чем гномоновые, выполненные одиночными астрономами или небольшой их группой в виде рисунков на отдельных камнях, в гротах и пещерах. Они, как и следовало ожидать, сосредоточены в «святых» местах ботлихцев и каратинцев. Рассмотрим их более подробнее. 

 

Древняя ботлихская обсерватория 

Обсерватория расположена в местности «ЦIагъуна», на почитаемом с древнейших времен культовом месте ботлихцев. К нему ведет почти километровая тропинка по крутому склону горы. Хребет сложен пластом крепкого верхнеюрского известняка с восточной стороны резко обрывается почти на 450м. в сторону Андийского Койсу. Западный склон хребта полого опускается и примерно в 150м. от обрыва образует относительно ровную поляну размерами не более 130х120 м. Она окружена со всех сторон горными хребтами высотою 50-70 м., на самой высоте была в древности расположена сторожевая башня, на которой зажигались сигнальные огни. Лишь с восточной и южной стороны поляна открыта. На этих секторах восточный хребет изгибается и образует широкие окра. Святое место «ЦIагъуна» расположено на этой поляне. Здесь ботлихцы организовывали массовые мусульманские молитвы, чтобы просить у неба дождя в периоды летнмих засух. Обсерватория заключает два самостоятельные мегалитических календаря (рис.№5).

Первый календарь (рис.№5) представлен в виде неправильного треугольника, на остром угле которого установлен камень алтарь размерами примерно 30х40 см. Он выступает над землей на 26-30 см. На этом камне должен был стоять наблюдатель, который засекал восход солнца, «высокой» и «низкой» Луны над мегалитами, установленными на восточной, западной и южной сторонами треугольника. Размеры камней- фиксаторов колеблются от 30х40 до 50х60 см. 

Стоячие камни выступают над землей на 50х80 см. и фиксируют главные азимуты восхода светил в году, а также сезоны древних сельхозработ. Некоторые из них приведены на рис. №5. 

Лежачие камни фиксировали менее значимые сельхозоперации. Всего их насчитывается около 25. Расстояния камней – фиксаторов от камня-алтаря колеблются от 23 до 51 м. Большие размеры календаря существенно повышают точность измерений. 

Для увеличения точности фиксации дней равноденствий  посредине календаря установлен дополнительный мегалит-визир. Это указывает на былую большую значимость дней равноденствий у ботлихцев. Особо подчеркнуто значение дня начала сева озимых 01.09 и окончания сева яровых 15.04. Перед мегалитом фиксатором этих жней дополнительно установлены 2 небольших утопленных камня. Один из них имеет острый конец, направленный, как указывающая стрелка на этот день. 

В целом календарь разбивает год на 4 астрономических сезона сельскохозяйственных работ. Неожиданным оказался возраст календаря, он оценивается довольно уверенно по величине зафиксированного угла наклона оси Земли, по положению Северного полюса и по величине тектонического разворота самого календаря. Возраст календаря составляет не менее 20 тыс. лет. Это пока единственный мегалитический календарь, созданный до голоцена, до периода «климатического оптимума», когда Северный полюс Земли находился примерно в середине Гренландии. 

С другой стороны это и закономерно, что первые земледельцы долины Андийского Койсу обосновались в теплой ботлихской котловине. Надо заметить, что возраст культурных слоев Чохской стоянки археологом В.Г. Котовичем были оценены верхним палеолитом, поэтому возраст этого календаря более 20 тыс. лет может иметь подтверждение при проведении археологических раскопок. 

Второй календарь (рис.№6) представлен каменным кругом диаметром 13м. по периметру которого установлены 31 камня. Размеры камней по сравнению с первым календарем небольшие 15х20см. и 20х25см. Из них 6 камней выступают над землей на 15-20 см. Остальные камни утоплены. Один относительно большой камень утоплен внутри круга на юго-восточной стороне. На юго-восточной стороне периметра круга имеется две радиальные стены, выступающие на 3,5 и 3 метра. 

Камень алтарь первого календаря расположен в 2,5м от периметра круга. Линия проведенная через нее под углом 64 градуса пересекают 3 выступающих камня на противоположных сторонах периметра круга. 

Каменный  круг - это типичные древние часы - календарь. Они более совершенные, чем предыдущий мегалитический календарь. Он позволяет разбить год не только на сезоны, но и на месяцы, дни, часы. Это и шаг вперед в древней астрономии и в покорении человеком пространства и времени. 

Аналог наших часов - это календарь - часы «Ничрас» в Табасаране. Однако здесь нет в центре камня алтаря для наблюдателя. Камнями заполнен и не весь периметр круга. Не исключено, что многие камни круга утеряны. Имеется также естественное объяснение - наиболее вероятно, что этот календарь - часы были созданы сразу после наступления «климатического оптимума», в 12 тыс.гг. до н.э., после перехода Северного полюса из центра Гренландии в современное положение, после того, как календарь №1 стал давать сильные искажения. 

Затем создатели календаря - часов вынуждены были неоднократно, по меньшей мере 4 раза корректировать их сперва из-за крупных тектонических разворотов региона в начале голоцена, затем в 6 тыс. гг. до н.э. и еще раз в 1,5-2 тыс. гг. до н.э. из-за колебаний полюсов и наклона оси Земли, о которых говорилось выше. 

На обсерватории «Ничрас» такие коррекции производились путем изменения центра наблюдателя. Для этого каждый раз устанавливались новые камни- алтари в центре круга. Старые «святые» камни при этом оставлены нетронутыми. 

Здесь такого камня - алтаря видимо не было, он просто не ставился, потому что здесь нет нормального кругового обзора для северо- западном секторах горизонта здесь на расстоянии 70-80 м. поднимаются хребты высотою 30-40 м. 

Для наблюдения на этом календаре - часах более вероятно в его середине каменного круга ставился высокий деревянный столб - гномон. Аналогичный гномон, но только каменный установлен на табасаранской обсерватории «Чехтил». Тень его отчитывал на западной стороне круга часы дня, недели и не только астрономические сезоны, но и сезоны древних животноводов и земледельцев в году. 

В настоящее время точно расшифровать наш календарь- часы не представляется возможным из-за отсутствия многих камней на периметре круга. Но имеющиеся остатки камней позволяют установить твердо, что этот календарь функционировал на этапах «Ботлих-2» между 12-6 тыс. гг. до н.э., «Ботлих-3» между 6-2 тыс.гг. до н.э., возможно и «Ботлих-4» с 1,5 тыс.гг. до н.э. до средних веков н.э. 

Радиальные стены- выступы, специально устроенные на периметре каменного круга являются типичными фиксаторами восхода Солнца в дни зимнего солнцеворота и равноденствий для календарей на этапах «Ботлих-2» (азимут- 135 градусов и «Ботлих-3» (азимут-112 градусов). 

Одновременно стоячие камни на западной стороне установлены по азимутам 237, 270 и 300 градусов. Эти азимуты являются главными и фиксируют на современных календарях сроки смены астрономических сезонов года по направлениям тени гномона – высокого столба в центре календаря при восходе Солнца в дни солнцеворотов и равноденствий в году. Дополнительный камень-мегалит внутри круга установлен по азимуту 125 градусов и фиксирует восход солнца в дни зимнего солнцеворота на современных Солнечных календарях. 

На рис.6 показана наиболее вероятная версия расположения камней на круге календаря- часов. Одновременно дана также расшифровка календарей-часов на основных этапах его функционирования. Как показывают расчеты (рис.6) календарь- часы показывали основные сроки смены сезонов года. Он позволял контролировать Солнечные и Лунные месяцы. 

Одно только удивляет,- это очень длительное применение функционирования двадцатеричной системы счета времени на всех этапах функционирования обсерватории. У других народов Дагестана такая система счета времени применялась на самых древних этапах, в период с 14 по примерно 11-12 тыс. лет назад. После этого этапа дагестанцы повсеместно перешли на шестидесятеричную систему. Одна единица времени при этом (один камень, один мегалит или одна явка на квадранте гномоновых часов) равнялась на большинстве часов 30 минутам и редко 60 минутам. Интересно отметить также, что эту систему называют вавилонской, а введение ее датируют 4-4,5 тыс.гг. до н.э., т.е. на 6-7 тыс. лет позже дагестанцев. 

Длительное применение своей архаичной системы счета времени вместе с одновременным применением передовых методов контроля времени указывает на автономность развития астрономии ботлихцев и наличие в то же время связей их с с остальным Дагестаном. В то же время соседние каратинцы не переняли опыта ботлихцев, пошли своим путем и тоже достигли успехов в покорении времени. Контроль времени, особенно за динамикой Солнечных дней и Лунных ночей в течении года многократно повышало производительность труда в древнем земледелии и домашнем выращивании животных.

 

07.09.2013 г.

Магомед Ахмеднабиев, сопредседатель Ассамблеи народов Дагестана, ответственный секретарь ДРОО «Карата».

 

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 3381 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!